Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать

Кухня драматурга. Интервью. Юлия Тупикина: «Мне кажется, это хорошая привычка – каждый день работать»

Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать

DramaFond.ru  продолжает публиковать беседы с драматургами в рубрике «Кухня драматурга». Драматурги, имеющие в своем арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — раскрывают секреты мастерства, дают советы тем, кто хочет стать драматургом, рассказывают о своём пути в профессии.

Сегодня подробностями своей «драматургической кухни» делится Юлия Тупикина.

Юлия Тупикина — драматург, сценарист, журналист по образованию (Красноярский государственный университет), в 2010 закончила ВКСР (мастерская Людмилы Голубкиной и Олега Дормана, кинодраматург).

Постановки:2014, «Ба», Саратовский театр драмы им.Слонова, реж. Сергей Щипицын2014, «Ба», Коляда-театр, реж. Николай Коляда

2014, «Ба», Красноярский драматический театр им.Пушкина, реж. Евгений Ланцов.

Победы в драматургических конкурсах:

2014г., Любимовка, пьеса «Учебник дерзости»2014г., Евразия, 1 премия пьеса «Офелия боится воды»2014г., Евразия, шорт-лист, пьеса «Учебник дерзости»2014г., Свободный театр, шорт-лист, пьеса «Офелия боится воды»2013г., Евразия, пьеса «Ба»2013г., Любимовка, пьеса «Ба»2012г., Евразия, пьеса «Бэби-блюз»

2011г., Кино без пленки, сценарий «Велосипед»

Публикации:«Современная драматургия» №4, 2013 – пьеса «Ба».

«Современная драматургия» №1, 2013 – пьеса «Бэби-блюз».

Фильмография:«По аэродрому», 2014, реж. Мария Рашева.«Велосипед», 2013, режиссёр Андрей Тревгода, США.

«ПАПАлся», 2010, режиссёр Геннадий Фадеев.

О себе

Какие события больше всего повлияли на вас как на драматурга?

Это был декретный отпуск, книга «Путь художника» Джулии Кэмерон и подруга Ира Волкова, которая за несколько лет до этого отучилась на режиссера на ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров – наряду со ВГИКом старейшее заведение по подготовке кинодраматургов и кинорежиссеров).

Мне повезло – я училась у Олега Дормана и Людмилы Голубкиной – они преподавали нечто большее, чем ремесло.

Второй вехой стала победа на Евразии-2012 с моей первой пьесой «Бэби-блюз» — и потом ещё два года подряд, Николай Владимирович не был моим учителем, но стал каким-то крёстным папой – он первый меня заметил, выделил, даже поставил мою пьесу у себя в театре – и опять же, главным для меня стало знакомство с этим человеком, возможность посмотреть его спектакли, узнать о той микро-вселенной, которую он создал вокруг себя в Екатеринбурге и благодаря которой столько людей выбрали театр. И третьей очень важной вехой стала Любимовка – я там победила в 2013 году с пьесой «Ба» — и это было круто: сбылась моя мечта. Ведь после окончания ВКСР мне так и не удалось продать ни одной своей заявки, и когда я забрела случайно как зритель на Любимовку, то мгновенно решила написать пьесу – чтобы попасть в эту секту, быть рядом с этими прекрасными свободными людьми.

Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру?

Да, Олег Дорман. Это очень высокая планка, и я ни фига не дотягиваю – но не теряю надежду.

Какие книги по мастерству драматурга/сценариста для вас являются настольными?

Никакие. Никакая теория вообще. Нет такой теории. Любая теория сразу становится какой-то второй свежести, мне кажется. Всё познаётся на практике, нет ничего лучше.

Над чем работаете сейчас?

Над интерактивной пьесой и одной пьесой про учёного.

ОБСТАНОВКА

Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?

Да, мне важно, чтобы это место было горизонтальное – подойдёт кровать или диван, чтобы было тихо и никто не мешал. Могу также работать сидя в кафе, в окружении людей, чтобы они что-то говорили, шумели. Могу работать в плохом настроении, в хорошем – мне кажется, это хорошая привычка – каждый день работать.

Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?

Нет нормы, нет расписания, но каждый день что-то должно быть написано или обдумано и выношено, или какие-то материалы для будущей пьесы прочитаны.

ПРОЦЕСС

Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время? Сколько в среднем пишется одна пьеса?

Я для себя определила: шесть пьес/сценариев в год. Значит, в среднем 2 месяца на текст. Лучше всего работать над одним только, полностью ныряя и погружаясь в него – это как и в любви.

Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?

Бывает, что пьеса требует не меньше месяца сбора материала – для пьесы о Варшавском гетто я собирала его 2 месяца.

Бывает, хватает недели, как для пьесы «Джульетта выжила» — читала разные публицистические и научно-популярные статьи про наше будущее, и кайфовала – а потом написала эту пьесу про 2056 год.

Для пьесы «Ба» сбор материала состоял в воспоминаниях – я просто вспоминала слова и истории своей бабушки.

Перед вами чистый лист бумаги или пустая страница Word’а. Как рождается пьеса? С чего начинаете, как продолжаете и как заканчиваете работу? Как разрабатываете персонажей, сюжетные линии, на что обращаете внимание при написании диалогов?

Ой, ну, у меня есть такой список идей – там очередь, уже больше 15 их. И надо волевым решением выбрать одну, начать её вынашивать – как и для рождения ребёнка. Для меня важно сначала увидеть персонажей – придумать их, и дальше они сами как-то начинают говорить, что-то делать.

Диалоги стараюсь брать из жизни, вдохновляться живыми людьми. Жизнь такая богатая, обильная, так и льётся на тебя поток – успевай только запоминать и фиксировать. Дальше я слежу, чтобы сложилась кардиограмма: взлёты и падения, пики – чтобы дыхание у будущих читателей/зрителей тоже немножко сбивалось, замирало на секунду.

И если кардиограмма удачная – то пьеса оживает.

Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?

Мне ужасно нравятся эти слова: структура, архитектура. И я их использую, но как-то интуитивно, не механически.

Вообще, стараюсь не впускать в себя теорию, мне всё время кажется, что есть какие-то более важные вещи: например, с двух семинаров Нила Ландау я вынесла только слово «уязвимость» — и это очень важно для меня слово, я часто думаю о нём, и считаю, что это правда очень важно – прописывать уязвимость героя, строить вокруг этого.

Что делаете, если пьеса/сценарий буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?

Я иду гулять. Нужно долго идти, желательно вдоль моря, и просто держать в себе текст, быть с ним, разговаривать с ним, с героями. И ответ придёт. Всё время что-то буксует – это нормально, это признак того, что всё движется, потому что мёртвенькое не буксует, а разлагается. Вообще, нужно мучиться, психовать, немножко скулить от бессилия – это нормальные признаки творчества.

«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редактур обычно делается перед окончательным вариантом?

Чаще всего я ничего не переписываю, но бывают исключения. Но я не перфекционист.

РЕЗУЛЬТАТ

Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?

Да, есть несколько близких друзей и просто друзей – по ним сверяюсь, но не в процессе – после завершения уже.

Пьеса написана. Что делаете дальше? Отправляете ли или отправляли раньше пьесы на драматургические/сценарные конкурсы? Какие? Как участие в конкурсах вам помогло?

Сразу же отправляю. Есть значимые люди, режиссёры, есть любимые конкурсы – Евразия и Любимовка, Свободный театр. Участие в конкурсах – самое потрясающее, что я пережила как драматург: тебя выделяют, награждают, делают читку – что ещё надо? Только чтобы в театре ставили да кино снимали ))

Как взаимодействуете с театрами и киностудиями – отправляете свои пьесы по всем театрам веерной рассылкой, или только знакомым режиссерам, или они сами к вам обращаются, что-то другое?

Веерно не рассылала ещё, может быть, стоит попробовать – Родион Белецкий советует стучать во все двери. Я размещаю на своём сайте, отправляю в библиотеку Ефимова, знакомым режиссёрам, конечно, знакомым актёрам.

Хочется расширить, кстати, список этих людей – режиссёров и актёров. Что касается киностудий – ни разу мне не пришёл ответ оттуда, так что киностудии остаются для меня загадкой, ничего не могу сказать про них.

Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?

Критика должна быть от значимого человека, тогда она полезна. Негативная критика от незнакомого не имеет смысла: выслушать можно, впустить в себя – нет.

Всегда хорошо, когда неодобрение как-то уравновешивается одобрением – тогда это безопасно для ранимого драматурга, который и так рискнул обнажиться прилюдно.

Но я стараюсь ловить только то, что откликается в людях, а не то, что они не поняли (всем нравиться невозможно), либо то, что мне скажет человек, мнению которого я доверяю.

Новый драматургический язык уже найден? В какую сторону движется его поиск, кого считаете идущим в авангарде?

Красота – в разнообразии, как известно, и не бывает самой соснистой сосны. Как можно сказать: он найден? В ту же минуту он устареет. Поэтому, продолжаем двигаться и наслаждаться ))

Советы начинающим

Советы начинающим драматургам:

Идти в поля: подслушивать, подсматривать и записывать на диктофон.

С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?

У Олега Дормана, у Николая Коляды, либо читать шорты и каждый день писать.

Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу или сценаристу?

Конкурсы, конечно.

Можно ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес или сценариев? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?

Не знаю. Опыт Николая Владимировича и Ярославы Пулинович показывает, что можно, опыт многих, ушедших в телевизор, говорит, что нет – решать индивидуально.

Заповеди драматурга

Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.

Я бы сформулировала одну: брать не из головы, а из сердца и из жизни.

Фото — Николай Титов и из личного архива драматурга.

Читать еще интервью «Кухни драматурга».

Источник: http://dramafond.ru/2014/09/23/kukhnya-dramaturga-intervyu-yuliya-tupikina-mne-kazhetsya-ehto-khoroshaya-privychka-kazhdyjj-den-rabotat/

Юлия КАПЛИНА: «Важно всегда работать до финиша, чтобы не случилось, а случиться может все что угодно» | Ski Build Expo / Лыжный Салон

Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
10 Ноя Новости индустрии

Обладатель Кубка мира (2016), вице-чемпион мира (2012), бронзовый призер Всемирных игр (2013), рекордсмен мира в скорости Юлия Каплина (Тюменская область) подвела итог своему самому удачному сезону в карьере.

– Юлия, после того как Мария Красавина приняла решение сделать паузу в карьере, тебя не посещала мысль, что «теперь то уж я точно завоюю Кубок мира»?

– Просто дала себе слово, в прошлом году стоя на пьедестале на третьем месте, что в 2016 выиграю!) 

Что происходит с женской скоростью? Который год спор за Кубок мира ведут 2-3 спортсменки. Если в 2014-м и 2015-м ты соперничала с Машей и Анук, то в минувшем сезоне – только с Анук. В чем тут дело? Вы такие сильные? Или дело в том, что остальные значительно уступают?

– Я была второй в Кубке мира в 2013 году и тогда ни Маши, ни Анук не было в тройке общего зачета по итогу года. Да, считаю, что последние пару лет в женской скорости образовалась группа лидеров, которые борются за победу в общем зачете Кубка мира до последнего этапа.

Но я не считаю, что это говорит о слабой конкуренции, потому что если вы посмотрите на мужской зачет, то за последние три года борьбы за победу в общем зачете у мужчин как раз не было. Победитель определялся за один – два этапа до конца сезона. Это не говорит об отсутствие конкуренции, только о действующих лидерах.

 Просто нам с Анук удается оставаться в числе лидеров на протяжении нескольких сезонов. 

Ты приняла участие в семи этапах Кубка мира-2016, и на шести турнирах стала призером (2-4-0). И даже с такими результатами могла не выиграть Кубок мира. Перед Сямынью не было опасений за итоговый успех?

– Конечно, опасения были, но для себя ещё до старта решила, что чтобы не случилось, я не буду сдаваться, буду тренироваться дальше!

А если отбросить награды, и оценить времена на соревнованиях? Бежала на пределе? Или запас был?

– В этом году моей главной задачей на этапах Кубка мира было показать стабильное лазанье. С этой задачей я справилась, как мне кажется, но есть небольшие сбои в финальных забегах, но думаю, к следующему сезону я это исправлю) Запас есть, на тренировках могу бежать намного лучше соревновательных времён.

Твой самый удачный забег в этом году был с…

– Если говорить именно об удаче, то, наверное, забег в 1/2 финала на первом этапе Кубка мира в г. Чунцин. Я бежала с Александрой Рудзинской и на середине трассы допустила серьезную ошибку, но решила не сдаваться и доработать до конца.

Возле финиша ошиблась Александра, и я её догнала, но и у меня опять вылетела нога..

Не помню, как я финишировала, кажется даже не той рукой, да это и не важно, главное было быстрей нажать на кнопку) Важно всегда работать до финиша, чтобы не случилось, а случиться может все что угодно)

Что произошло в Шамони?

– Не подружилась с автоматической страховкой) В зачёт Кубка мира идёт шесть лучших результатов из семи, своё право на ошибку я потратила в Шамони, в последующие старты старалась работать над стабильным лазанием.

Ты пробивалась в четверку сильнейших на 13-ти этапах КМ из 14-ти последних. Переживаешь лучший период в карьере? Или лучшее еще впереди?

– Верю, что лучшее ещё впереди! 

Какая из восьми побед на этапах КМ для тебя самая памятная?

– Первая – в Баку.

Вообще сейчас уже не все помню старты, на которых выигрывала или была в призах, но этот запомню навсегда) Никогда до этого не чувствовала такой уверенности в себе, что могу выиграть! Наверное, в тот именно старт я шагнула во взрослую спортивную жизнь, почувствовала себя спортсменом, почувствовала, что это не везение) Сейчас уже много стартов прошло, но я до сих пор помню те ощущения, с которыми выходила на старт, всегда хочется выигрывать именно так, выкладываться полностью и получать результат. Ну и, конечно, мой первый мировой рекорд)

Кому из родных и близких хотела бы посвятить победу на Кубке мира-2016?

– Скорее хотелось бы сказать СПАСИБО. Маме, она очень переживала, наверное, даже больше меня и это для неё. И для моих родных Каплиных, знаю, что все болели и смотрели) Сене Шевченко за то, что помогал мне во всем и был рядом. Тренеру, Сергею Сергеевичу за то, что всегда в меня верил и был рядом.

Моей спортшколе ГАУ ДО ТО «ОСДЮШОР» и её директору Паутову М.Н., городу и Тюменской области за поддержку и помощь. Тюменскому Индустриальному Университету за понимание и высшее образование (в этом году я его закончила по специальности Горный инженер-геолог и сейчас учусь в магистратуре).

И просто всем, кто меня поддерживал, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Кто из товарищей по сборной России в этом сезоне удивил тебя своим выступлением?

– Конечно, Слава Деулин! Видела на сборах перед чемпионатом мира, как он бегает) Очень рада, что у него получилось в Китае справится с эмоциями и выступить в свою силу.

Как относишься к смене эталонной трассы? Нынешний вариант не приелся?

– Давно идут разговоры о смене трассы, я к этому готова! Будет интересно, появятся новые спортсмены, множество раскладов! Хотелось бы пройти этот путь снова) Когда устаю от эталона, иду лазать трудность или болдеринг, и обратно)

С момента включения скалолазания в программу Олимпиады-2020 прошло уже 3 месяца. Эмоции поутихли. Как сейчас реагируешь на это событие? Добавило ли оно тебе мотивации в свете возможного участия в Олимпиаде?

– Очень рада! Это огромное событие для скалолазания и для меня) Да, буду тренироваться больше, чтобы попасть на Олимпийские игры.

Какой формат скалолазного олимпийского турнира в Японии тебе кажется наиболее удачным?

– Несмотря на то, что скалолазание будет представлено многоборьем, хочется видеть лучших спортсменов в каждой отдельной дисциплине. Потому что, по-моему мнению, задача на первых олимпийских играх максимально зрелищно показать наш вид спорта, чтобы закрепиться в программе игр на долгие годы. 

Где в этом году планируешь еще выступить?

– В Екатеринбурге на Кубке России.

ДОСЬЕ ФСР

Знаете ли вы, что…

Юлия Каплина в 4-й раз стала призером Кубка мира. До этого в 2013-м и 2014-м годах она занимала вторые места, а в 2015-м стала третьей.

… для того чтобы одержать 8 побед на этапах Кубка мира, Юлии Каплиной понадобилось принять участие в 23-х турнирах.

… чаще Юлии Каплиной призерами Кубка мира у женщин среди российских скалолазов становились только Анна Стенковая (6 раз) и Валентина Юрина (5). Четыре подиума на счету Марии Красавиной.

По три – в активе Татьяны Руйги, Алины Гайдамакиной и Зоси Асташовой.

По разу призерами КМ становились Юлия Левочкина, Ксения Зазнобина, Майя Пиратинская, Ольга Евстигнеева и Ольга Бибик.

… Юлия Каплина стала 7-й российской скалолазкой, выигравшей Кубок мира в лазании на скорость. Чаще всех (3 раза) побеждала Татьяна Руйга, по два первых места на счету Алины Гайдамакиной и Марии Красавиной. По разу трофей завоевывали Валентина Юрина, Анна Стенковая и Юлия Левочкина.

… победа Юлии Каплиной на Кубке мира-2016 позволила российским спортсменкам повторить рекордную серию (на протяжении 5-ти лет) в рамках турнира у женщин в лазании на скорость. Впервые пять лет кряду (с 1998 по 2002-й) трофей завоевывали скалолазки из Украины.

С 2003 по 2007-й их достижение повторили россиянки (Валентина Юрина – 2003, Татьяна Руйга – 2004, 2006, 2007, Анна Стенковая – 2005), и вот теперь снова наши девушки выиграли 5-й Кубок мира подряд (Алина Гайдамакина – 2012, 2013, Мария Красавина – 2014, 2015, Юлия Каплина – 2016).

19 подиумов Юлии Каплиной на этапах Кубка мира

2016 (6)

Сямынь, Китай – 2-е (22.10)

Уцзян, Китай – 2-е (18.10)

Арко, Италия – 2-е (26.08)

Виллар, Швейцария – 2-е (15.07)

Нанкин, Китай – 1-е (7.05)

Чунцин, Китай – 1-е (30.04)

2015 (4)

Шамони, Франция – 2-е (10.07)

Хайян, Китай – 3-е (26.06)

Чунцин – 3-е (20.06)

Сентрал Саанич, Канада – 1-е (17.05)

2014 (5)

Уцзян – 3-е (18.10)

Мокпо, Корея – 1-е (11.10)

Хайян – 2-е (20.06)

Баку, Азербайджан – 2-е (4.05)

Чунцин – 1-е (27.04)

2013 (4)

Уцзян – 1-е (19.10)

Мокпо – 1-е (11.10)

Баку – 1-е (22.06)

Чунцин – 3-е (22.03)

Юлия Каплина на Кубке мира

год

место

2016

1-е

2015

3-е

2014

2-е

2013

2-е

2012

18-е

Партнеры ФСР:RedFox, DoorHan, Скалодром.Ру. Партнёры по подготовке сборной команды – скалолазный центр BigWall, скалодром Лаймстоун.

Алексей СЕРГУНИН, пресс-служба ФСР

Фото из архива Юлии КАПЛИНОЙ

Источник – официальный сайт ФСР (http://www.c-f-r.ru/press/news/5510/)

Page 3

31 Июл

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ (29.08)

«СПОРТ. ТУРИЗМ. БИЗНЕС. Взгляд в будущее»

(ЛЫЖНЫЙ САЛОН – 2018, SportCity 2.0, IT in Sport 2018, Ski Build Expo, Sport B2B Expo, Саммит директоров спортивных магазинов)

13 сентября (амфитеатр)

10-00-11-00

Пленарное заседание «Спорт. Туризм. Бизнес – взгляд в будущее»

Участники: Приглашены Министерство спорта РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство культуры РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Департамент спорта и туризма г. Москвы, Ростуризм, Министерство РФ по делам Северного Кавказа, представитель Оргкомитета

Контент: Краткое приветственное слово от представителей всех курирующих организаций на тему: почему развитие спорта, туризма и бизнеса взаимосвязано и какие изменения ожидают российский рынок в ближайшем будущем – актуальная повестка дня.

11-00-13-00

«Итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 – повышение туристической привлекательности регионов России и особенности дальнейшей эксплуатации спортивной инфраструктуры. Как избежать «белых слонов»?»

Спикеры: Представители Оргкомитета ЧМ-2018, FIFA, принимавших ЧМ-2018 городов (Калининград, Ростов-на-Дону, Сочи, Самара, Санкт-Петербург) и спортивных объектов, задействованных в ходе чемпионата под тренировочную и матчевую загрузку

Контент: Как ЧМ-2018 повлиял на транспортную и городскую инфраструктуру принимающих городов (плюсы и минусы). Каковы итоги ЧМ-2018 с точки зрения коммерческого и социального эффекта, насколько выросла туристическая привлекательность страны? Как в дальнейшем будет эксплуатироваться построенная к чемпионату спортивная инфраструктура?

13-30-14-30 

«Коммерциализация объектов гостеприимства и рекреации: как наиболее эффективно встроить в бизнес спортивную инфраструктуру?» 

(с выдачей официальных сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации Института предпринимательства ТПП)

Спикеры:   эксперты рынка спорта,  туризма и гостеприимства, представители отелей и санаториев с зонами для занятий спортом и фитнесом.

Источник: http://www.skiexpo.ru/lenta/vse-novosti/industry/4768/10-11-2016

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.