В России хотят развить математическое образование ради успеха страны

Содержание

Вшэ будет готовить учителей математики нового поколения

В России хотят развить математическое образование ради успеха страны

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

О нехватке квалифицированных преподавателей математики (как в школах, так и в вузах) прямо говорится в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, принятой в соответствии с майским указом Владимира Путина и ставящей задачу «вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире». Так что выпускники явно не останутся без рабочих мест, тем более что эти места привлекательны: в Москве учительская зарплата за последние годы увеличилась в разы и сейчас в среднем превышает 75 тыс. рублей.

Подготовкой учителей математики традиционно занимаются педагогические вузы, однако на этом поле есть место и для ведущих классических университетов.

Благодаря сотрудничеству с Центром педагогического мастерства (образовательной организацией при Департаменте образования Москвы, отвечающей за работу с одаренными детьми в столице) у студентов ВШЭ не будет проблем с педагогической практикой, а у выпускников — с поиском работы в московских школах.

В свою очередь, ученые факультета математики ВШЭ обеспечат качественную математическую подготовку с учетом последних достижений современной науки, которая, как правило, недостаточно развита в педагогических вузах.

Выпускники будут свободны от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры

Сверхзадача всех совместных программ ВШЭ и ЦПМ — подготовить учителя математики нового поколения, считает руководитель программы «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» Наталья Походня.

Общаясь с выдающимися учеными-математиками, работающими в Вышке, студент сможет глубоко погрузиться в науку.

Он будет свободен от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры, «когда нормальным считается, например, повышать голос на ученика, заучивать формулы, а не учить доказывать, оценивать достижения ученика по среднему баллу».

Он будет ориентирован не на зубрежку, а на развитие у детей критического мышления с учетом лучших традиций российского математического образования.

И, наконец, выпускник будет обладать навыками работы с одаренными детьми, которые, по мнению Натальи Походня, постоянно «проверяют учителя»: задают вопросы, почему задачу нужно решать так, а не иначе, предлагают нестандартные решения. «Обычного учителя это, как правило, раздражает, а нашим выпускникам такие дети будут в радость», — считает она.

Совместный бакалавриат

Опросы, проведенные среди победителей и призеров престижных олимпиад по математике, физике, информатике, включая заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, показывают, что многие олимпиадники всерьез примеряют на себя карьеру учителя, отмечает директор Центра педагогического мастерства, научный руководитель Совместного бакалавриата Иван Ященко. При этом для них важен бренд университета, куда они поступают, и возможность обучения в педагогических вузах они даже не рассматривают. Так что есть все основания ожидать приток в совместный бакалавриат сильных абитуриентов — с высокими баллами ЕГЭ, победителей и призеров олимпиад.

Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках

На факультете математики ВШЭ уже есть бакалаврская программа «Математика», где дают широкую базовую математическую подготовку, углубляясь также в нематематические области — физику, экономику, компьютерные вычисления.

Программа «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» будет отличаться от нее, прежде всего, наличием педагогической практики. При желании студенты могут также выбрать майнор, состоящий из спецкурсов по педагогике.

Кроме того, на программе предусмотрены научно-исследовательские семинары под руководством ведущих научных сотрудников ЦПМ, посвященные как математическим проблемам, так и педагогическим, методическим.

Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках, которые ВШЭ в этом году открыла в нескольких школах в разных районах Москвы.

Можно будет пройти практику и в различных проектах Центра педагогического мастерства — кружках, каникулярных лагерях. Студенты примут участие в организации математических соревнований, в том числе в разработке заданий для них.

По окончании программы у выпускников останется выбор — продолжать заниматься наукой или сосредоточиться на преподавании: диплом они получат по направлению «Математика».

В совместном бакалавриате — 30 бесплатных мест (обучение пока финансируется за счет ВШЭ), можно учиться и на платной основе. Одна из особенностей поступления на программу — внеконкурсный прием победителей олимпиад из списка Минобрнауки России не только по математике, но и по физике (причем не только в 11 классе, но и в 10 классе).

Совместная магистратура

Программа «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ» станет еще одной магистерской программой Вышки для работающих учителей или для тех, кто хочет получить квалификацию учителя.

Администрировать ее будет не только факультет математики, но и Институт образования ВШЭ, где уже есть аналогичные магистерские программы для историков, обществоведов и словесников.

Наряду с дипломом магистра по направлению «Математика», выпускники также получат диплом о прохождении программы профессиональной переподготовки «Математическое образование», который подтверждает наличие компетенций, необходимых для работы учителем.

Наличие опыта работы не имеет значения. Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики

В учебном плане магистратуры также предусмотрены психологические, методические и другие дисциплины, необходимые учителям. Занятия будут вести в том числе практикующие учителя. Выпускники будут соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к школьному учителю, — в частности, они научатся работать в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Как и любая магистерская программа ВШЭ, совместная магистратура рассчитана не только на выпускников бакалаврской программы того же направления.

«В совместной магистратуре мы ждем бакалавров — выпускников разных программ Вышки и других вузов, — говорит академический руководитель программы Павел Семенов. — Наличие опыта работы не имеет значения.

Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики».

В совместной магистратуре — 20 бюджетных мест, которые также финансируются из бюджета ВШЭ, и также есть возможность учиться платно.

 

Источник: https://www.hse.ru/news/admission/199096913.html

9 причин, почему русская математическая школа до сих пор одна из лучших в мире

В России хотят развить математическое образование ради успеха страны

Русская математическая школа всегда была и остаётся одним из главных поводов для гордости наших соотечественников. «Мел» в партнёрстве с компанией «Газпром нефть» представляет вам список причин, почему о русской математической школе должен знать каждый.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. В России работали и совершали открытия великие иностранные математики

В России работали известные европейские учёные — Леонард Эйлер (слева) и Даниил Бернулли (справа)

Вместе с петровскими реформами в Россию пришли не только арабские цифры — тогда же к нам приехали многие европейские специалисты и искатели приключений. Среди них были и большие учёные. Швейцарский математик Леонард Эйлер приехал в Россию в 19 лет. Здесь он совершил самые фундаментальные открытия в математическом анализе и дифференциальной геометрии.

Позже он много работал в иностранных академиях наук, но первой для него стала российская. Друг и земляк Эйлера Даниил Бернулли приезжал в Петербург как медик, но свои таланты математика, а позже и химика ему удалось раскрыть именно в России.

Благодаря усилиям этих и других учёных в стране появилась не только современная математическая наука, но и соответствующее образование.

2. Николай Лобачевский ещё в XIX веке изобрёл неевклидову геометрию

Николай Лобачевский

Без неё невозможно объяснить теорию относительности, покинуть пределы Солнечной системы и реалистично снять «Интерстеллар». Но обо всём по порядку. Люди веками имели дело только с геометрическими законами, которые имеют место на Земле.

Большинство из них были описаны древнегреческим математиком Евклидом, и в неизмененном виде до сих пор изучаются школьниками. Одна из аксиом, с которой сложно спорить, гласила: параллельные прямые не пересекаются. Лобачевский ещё в студенческие годы дошёл до идеи, что постулат Евклида работает только с земным пространством.

А что если пространство будет меняться? Для такого абстрактного искривлённого пространства Лобачевский и изобрёл новую геометрию. Но только спустя полвека после смерти Лобачевского, в 1856 году, Альберт Эйнштейн в своей теории относительности доказал, что геометрия Лобачевского неабстрактна.

Что она работает в космосе при искривлении пространства из-за гравитации. Люди ещё не покидали пределов Солнечной системы, но позже им это удастся именно благодаря русскому изобретению XIX века — геометрии Лобачевского.

3. Софья Ковалевская — первая женщина-профессор математики

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская родилась в 1850 году и была представительницей поколения, сложившегося в пореформенной России.

Её молодые сверстники зачитывались романом Николая Чернышевского «Что делать?», где автор призывал молодых людей заключать фиктивные браки, чтобы вырваться из опеки родителей и традиций. Именно так и поступила Ковалевская в 1868 году.

Она хотела изучать математику, но в России женщине было запрещено учиться в университетах. А без мужа нельзя было покинуть пределы империи. Фиктивный брак открыл ей дорогу в некоторые западные университеты, где быстро сделала карьеру.

В России она была только наездами, и через 20 лет после своего отъезда стала членом-корреспондентом Российской академии наук. Для второй половины XIX века её социальные достижения значат не меньше, чем для науки результаты её исследований. Она сломала барьер, который мешал женщинам делать математическую карьеру.

4. В России созданы уникальные математические школы

Андрей Колмогоров был одним из создателей физико-математических школ-интернатов

Математик Андрей Колмогоров для всего мира известен прежде всего как один из современных создателей теории вероятности. Но в России его знают и как одного из создателей физико-математических школ-интернатов. Казалось, в конце 1950-х годов советская наука была на подъёме.

В космос полетел Юрий Гагарин, в считаные годы создали ядерное оружие, Нобелевские премии по физике и химии шли к нам одна за другой. Но лауреатами были люди, получившие ещё дореволюционное физико-математическое образование. А вот в СССР в это время с ним дела обстояли не очень хорошо.

Тогда реформу математического образования возглавил академик Колмогоров, покрывший Советский Союз сетью физико-математических интернатов. Для Колмогорова они воплощали идеал древнегреческих математических школ.

7 интересных фильмов о математике и математиках

Когда СССР распадётся, школы-интернаты только дадут свои первые «всходы». Именно их выпускники станут авангардом российского технического и программистского сообщества, которые будут работать по всему миру.

Кроме того, стоит упомянуть вклад в формирование математических школ одного из самых выдающихся русских математиков XIX века — Пафнутия Львовича Чебышева, автора множества открытий в самых разных областях математики: в теории чисел, теории вероятностей и теории механизмов.

В его честь названа Междисциплинарная исследовательская лаборатория, которая была создана в декабре 2010 года на базе СПбГУ.

Совсем недавно, 15 ноября 2016 года, в университете прошла церемония награждения лучших молодых учёных-математиков — лауреатов стипендий и именных премий «Газпром нефти», учреждённых в рамках проекта «Математическая прогрессия», с которой сотрудничает лаборатория им. П. Л. Чебышева в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

5. Международные математические школьные олимпиады — наша «вотчина», не меньшая, чем хоккей или фигурное катание

Питерский школьник Данила Фиалковский получил «малую Нобелевку» по математике в 2015 году

https://www.youtube.com/watch?v=cRCov8vFv5s

Первую Международную математическую олимпиаду для школьников провели в 1959 году в румынском Бухаресте. На них ученикам из математических школ-интернатов пришлось демонстрировать свои умения, соревнуясь со сверстниками из других стран.

Нельзя сказать, что в них безраздельно господствовал СССР, а сейчас Россия. Тем не менее наша команда довольно часто входила в тройку призёров во все времена.

В лидерах российские школьники и сейчас: например, в прошлом году на математическом турнире в Европе петербургские школьники полностью заняли весь пьедестал, выпускник профильного питерского лицея получил «малую Нобелевку» по математике, в этом году российская школьница стала чемпионкой Европы по математике, другие — призёрами и победителями международных математических состязаний. Кроме того, в 2020 году именно в России пройдёт Международная математическая олимпиада.

6. Единственную Нобелевскую премию по экономике для России получил математик Леонид Канторович

Вручение Нобелевской премии по экономике Леониду Канторовичу (слева) в 1975 году

Математик Леонид Канторович в разное время участвовал в разработке ядерного оружия и закладывал основы линейного программирования. Но мировую известность ему принесли его разработки в области экономики.

Он ввёл в неё понятие оптимальности, разработав математическое доказательство взаимозависимости оптимальных цен и оптимальных производственных и управленческих решений. Задачи советской плановой экономики мало пересекались с задачами рыночной западной.

Но Канторовичу удалось найти точку соприкосновения между ними, которая и выразилась в идее оптимальности. Его достижения оценили на самом высоком уровне — в 1975 году он был удостоен Нобелевской премии по экономике.

7. В России до сих пор разгадываются неразгадываемые математические загадки

Григорий Перельман

В 2002–2003 годах петербургский математик Григорий Перельман опубликовал работы, в которых доказал гипотезу Пуанкаре. Над решением этой задачи математическое сообщество билось с 1904 года. В середине 2000-х это открытие сделало Перельмана мировой знаменитостью.

Он и его открытие регулярно включались в списки ведущих мировых изданий в диапазоне от The New York Times до сугубо академических журналов.

Но несмотря на награды и приглашения работать за границей, Перельман и сейчас продолжает жить в районе Купчино в Санкт-Петербурге вместе с мамой.

8. В России математика всегда была сродни поэзии

Алфавитная система счисления в Древней Руси

Только вслушайтесь в слова, которыми наши предки в допетровское время называли большие числа: 10 тысяч — тьма, 100 тысяч — легион или неведий, миллион — леодр; 10 миллионов — ворон, 100 миллионов — колода, миллиард — тьма тем.

До начала XVIII века в России цифры обозначали буквами, поэтому каждая цифра кроме числительного наименования имело и другое: 1 — А — аз; 4 — Д — добро; 30 — Л — люди; 40 — М — мыслете. А чтобы на письме цифры отличались от букв, над ними ставился знак титло.

Современная наука убеждена, что если что-то нельзя объяснить на языке цифр, то этого явления в природе не существует. Кажется, наши предки это прекрасно осознавали несколько столетий назад. Язык и математика в России давно перемешались, стали взаимозависимыми.

Произнося слова современного русского языка, мы часто не понимаем, что говорим на языке математики.

9. В России всегда поддерживали научную мысль на уровне крупнейших предприятий

Лекция в рамках проекта «Математическая прогрессия»

Считается, что всерьёз математика начала развиваться в России лишь при Петре I. Помимо науки более всего он заботился о развитии промышленности — фабричной, заводской и судостроительной. Сегодня инновации и технологии невозможны без развития прикладных и фундаментальных наук.

Многие отрасли, нефтяная, например, в своей работе применяют цифровые технологии и роботизированные комплексы. Специалисты работают на стыке разных профессий, от них требуется глубокое понимание процессов, комплексный взгляд на вещи, в основе которого лежит глубокое техническое знание и царица всех наук математика.

Компания «Газпром нефть» продолжает многовековые традиции, поддерживая научную мысль, молодых математиков и фундаментальные исследования в рамках проекта «Математическая прогрессия» программы социальных инвестиций «Родные города».

Российская история прямо говорит нам о том, что именно крупные предприятия в сотрудничестве с властью влияли и продолжают влиять на развитие науки, которая задаёт тон новым исследованиям.

Почему математика и приготовление пищи очень похожи

5 причин забыть о шаблоне«гуманитарий» или «технарь»

Как математика спасла мир (и чуть не уничтожила)

Источник: https://mel.fm/partnersky-material/7681032-math_school

В россии хотят развить математическое образование ради успеха страны

В России хотят развить математическое образование ради успеха страны

Прежде всего, в Концепции утверждается значение математики в современном мире и в России: эта дисциплина

занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.

Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Разработчики документа указывают на то, что успех России в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Соответственно, без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 — 1980 годах, — отмечают авторы.

— Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

В Концепции выделяются три типа проблем развития математического образования: мотивационные, содержательного характера и кадровые.

Так, низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся, заявляют разработчики.

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Недостаточно учитываются потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно.

В образовательных учреждениях игнорируют способности и особенности учащихся, просто “натаскивая” их на экзамен. В университетах при этом математическое образование оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.

На фоне всего этого в стране не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно и на современном уровне преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся.

Так, выпускники-педагоги в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.

Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, — утверждается в Концепции.

— Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования.

Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.

Россию — в математические лидеры!

При этом Конципция призвана вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. “Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом”, — говорится в документе.

Для этого потребуется модернизация содержания всех учебных программ, исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики.

Будут нужны общедоступные информационные ресурсы; материальная и социальная поддержка преподавателей, включая возможность обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям. Таким образом, можно предсказать крупные госзаказы на разработку сайтов и грантовые программы на зарубежные поездки для педагогов.

Среди других задач — поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров; популяризация математических знаний и математического образования.

В школе, по мнению авторов, математическое образование должно “предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность”.

“Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.

Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и др.).

Соответствующие программы могут реализовываться и организациями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно-научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ)”.

Аналогично рассматриваются необходимые перспективы профессионального образования.

Отдельным направлением должно стать математическое просвещение и популяризация математики.

В частности, предусматривается обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; а также создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых.

Требуется обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

“Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой, — заявляется в документе.

— Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества”.

Если Концепция будет реализована, то аналогичным образом могут начать развивать образование и в других областях.

Источник: https://globalsib.com/19125/

Математическое образование: есть ли повод для оптимизма?

В России хотят развить математическое образование ради успеха страны
О том, как государство пытается возродить некогда лучшее в мире математическое образование, каких успехов удалось достичь и какие задачи предстоит решить, – в материале profiok.com.

С наступлением XXI века, распространением больших данных, всеобщей автоматизацией и проникновением интернета во все сферы нашей жизни математические методы и алгоритмы начинают использоваться абсолютно везде.

Кроме того, занятия точными науками полезны для нашего ума: говорят, люди, регулярно нагружающие свой ум, гораздо реже страдают болезнью Альцгеймера. Наконец, математическое образование – часть культуры, способ мышления, формирование привычки искать причины явлений, мыслить логически, требовать доказательств любого утверждения.

Человеком, который не верит недоказанным утверждениям и замечает прорехи в наспех выстроенных доказательствах, невозможно манипулировать. Математика учит не только быстро думать, но и обосновывать свои выводы, убеждать других в правильности выстроенной логической цепочки.

Итак, есть две ключевые задачи. Во-первых, России нужны талантливые учёные и квалифицированные инженеры, и их наличие – одно из необходимых условий для развития нашей страны.

Во-вторых, математическое образование – часть общей культуры, ничуть не менее важная, чем гуманитарное образование.

Значит, необходимо двигаться в двух направлениях: с одной стороны, обеспечивать общий уровень математической грамотности, с другой – развивать науку и готовить технических специалистов высокого уровня.

Всё это в руководстве страны отлично понимают, недаром создание Концепции математического образования упоминалось ещё в майских указах президента Владимира Путина. Концепцию, кстати, разработали ещё в 2013 году и даже периодически вспоминают о её существовании.

Напомним, что в документе поставлена амбициозная задача – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. При этом абсолютно всем гарантированы качественные базовые знания, а особо одарённым и старательным учащимся обещана государственная поддержка. Понятно, что быстрого результата ждать не приходится.

Систему подготовки специалистов, да и всю систему образования, изрядно пострадавшую за время, прошедшее с момента распада СССР, одномоментно восстановить невозможно.

Необходимы комплексные действия по многим направлениям: нужны современные учебные программы, нужны педагоги, способные и желающие обучать детей и молодёжь по этим программам, наконец, нужно желание этой самой молодёжи связать свою жизнь с наукой или техническими дисциплинами. Но изменения всё же есть, и это внушает некоторый осторожный оптимизм.

Считать стали лучше?

В начале февраля были обнародованы результаты международных исследований качества математического и естественнонаучного образования. По результатам 2015 года российские школьники продемонстрировали «одну из лучших в мире динамик по улучшению результатов», сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В период с 2003 по 2015 год средний результат нашей страны по математической грамотности вырос на 26 баллов. Речь идёт об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment – profiok.

com), изучающем так называемую функциональную математическую грамотность 15-летних подростков, то есть умение использовать имеющиеся знания на практике. В другом международном исследовании, TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study – profiok.com), у России, по словам Кравцова, тоже высокие позиции.

Это касается четвёртых, восьмых и одиннадцатых классов – именно в этих параллелях проводится исследование.

Министр образования Ольга Васильева связывает успехи с введением новых образовательных стандартов и объективной оценкой знаний школьников, в частности, всероссийскими проверочными работами. «Однако совершенствование стандартов ещё не завершено.

Стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у них интереса к учёбе, проявления таланта», – пояснила министр.

Особо были отмечены успехи московских школ: 100 из 600 столичных школ заняли ведущие места, остальные опустились в рейтинге стран не ниже десятого места.

Похоже, в части преподавания математики как общеобразовательного предмета неоднородность уровня обучения – основная проблема. В больших городах и в регионах с традиционно развитой математической школой результаты будут заведомо выше, чем в отдалённых районах.

Освоение школьного курса зависит не только от способностей и трудолюбия ученика, но и от старания и компетентности его учителя. Кроме того, важна среда: в сильном классе даже слабые ученики тянутся за остальными.

Наконец, важно, чтобы ребёнок и его родители видели перспективу, понимали, почему и как именно успешное освоение школьной программы скажется на дальнейшей судьбе.

И если работа с талантливыми и одарёнными детьми сейчас выходит на очередной, ощутимо более серьёзный виток развития, то «середнячки» медленно дрейфуют, ожидая изменений в образовательных стандартах и прихода в школу увлечённых учителей.

Талантам – зелёный свет!

Механизм отбора талантливых детей, сформированный в Советском Союзе, пожалуй, до сих пор не знает равных в мире. Спецшколы и летние лагеря, олимпиады, кружки, научно-популярные журналы – такой системы до сих пор нет даже в развитых европейских странах.

Конечно, каток 1990-х прошёлся и по олимпиадному движению, и о знаменитых книгах Перельмана нынешние школьники вряд ли слышали.

Но стоило президенту обратить внимание на работу с талантами и основать «Сириус» (образовательный центр для одарённых детей, работающий на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи – profiok.com), как движение обрело вторую жизнь.

Скажем, недавно в Дальневосточном федеральном университете при участии специалистов «Сириуса» прошла первая Тихоокеанская математическая школа, где одновременно прошли интенсивное обучение старшеклассники – победители олимпиад и их педагоги.

В 2015 году немало говорилось о «провальном» результате российской сборной на международной олимпиаде по математике: впервые за много лет наши ребята остались без золотых медалей. В прошлом году российские олимпийцы взяли реванш – завоевали четыре «золота».

Надо сказать, что задания на современных олимпиадах очень сложные, ведь если все участники решат все задачи, то невозможно будет определить победителя. Поэтому участие в олимпиадах, конечно, требует дополнительных занятий по предмету: победит тот, кто не только умнее, но и лучше подготовлен.

В Китае, например, талантливых детей, которых собираются отправить на олимпиаду, вообще размещают в специальном интернате, где они занимаются только решением олимпиадных задач. В России, к счастью, до этого не дошли, однако, по данным Минобрнауки, на подготовку школьников к международным олимпиадам в 2017 году будет выделено 57 миллионов рублей.

Добавим, что международная олимпиада по математике 2020 года может пройти в Санкт-Петербурге: соответствующая заявка России утверждена координационным советом олимпиады летом 2016 года.

Сборная России, которая отправится на международную олимпиаду по математике в этом году, уже сформирована. В неё вошли школьники, отличившиеся на всероссийской математической олимпиаде, финал которой прошёл в конце апреля в Калининграде.

Честь России будут защищать Михаил Иванов и Кирилл Тыщук из Санкт-Петербурга, Никита Добронравов из Новосибирской области, Георгий Вепрев из Ярославской области, а также Тимофей Зайцев и Вадим Ретинский из Москвы.

Мы рады за ребят и от всей души желаем им успехов, однако не можем не заметить, что география нашей страны снова представлена не очень широко.

Впрочем, как справедливо заметила на церемонии награждения победителей в Калининграде ВРИО главы департамента госполитики в сфере образования Ирина Мануйлова, основная задача образовательной системы нашей страны – чтобы во всех предметах были представлены призёры из всех субъектов РФ.

Что же касается победителей олимпиад, то для них открыто множество дорог. Победа в олимпиаде равнозначна 100 баллам ЕГЭ по профильному предмету, а значит, этим молодым людям будут рады во всех математических и технических вузах.

Другое дело, что качество образования в высших учебных заведениях у нас тоже пока не на высоте.

Смогут ли они стать ценными специалистами на выходе из вуза, не растеряв азарт и любовь к предмету? Есть и ещё одна опасность: зарубежные фонды, да и просто ведущие западные университеты с удовольствием принимают талантливых молодых людей из России.

Скажем, недавно на фестивале «Учёные будущего» всех поразила барнаульская школьница Даша Орлова, доказавшая серьёзную теорему исключительно методами, входящими в школьную программу. В мае Даша поедет со своей работой в Лос-Анджелес на конкурс Intel ISEF. Будет удивительно, если охотники за головами из «Интела» не предложат талантливой девушке связать свою карьеру с этой компанией.

«Бусинки» для математической школы

Несмотря на все усилия государства, приток молодых учёных в математику идёт медленнее, чем в другие сферы науки.

По данным министерства образования, в последние годы на 13,5 процентов снизилось количество защищаемых диссертаций, а доля молодых учёных составляет 37 процентов, в то время как в других отраслях науки она давно превысила половину. Как же привлечь в науку талантливую молодёжь, как вдохнуть в развитие математической науки новую жизнь?

На встрече с Владимиром Путиным 20 февраля министр образования и науки Ольга Васильева рассказала президенту о проекте создания региональных научно-образовательных математических центров. Эту идею Минобрнауки предложили ведущие отечественные математики.

Суть проекта в следующем. В регион выезжает научная команда: крупный математик и несколько его коллег – молодые учёные, аспиранты и учащиеся магистратуры. Команда обустраивается в университете, участвующем в проекте, и вовлекает в свою работу местных специалистов.

Деятельность команды довольно разнообразна: это преподавание, организация лекций ведущих российских и зарубежных учёных, научная работа и последующие публикации результатов в рецензируемых научных журналах, привлечение грантов, изучение учебных программ и внесение предложений по их усовершенствованию.

Планируется также взаимодействовать со школами, привлекать в университет победителей олимпиад и обладателей высоких баллов ЕГЭ, проводить научные школы, конференции и участвовать в аналогичной работе других университетов.

Поскольку реализация проекта естественным образом повлияет на уровень университетов, где появятся такие центры, например, продвинет вузы в университетских рейтингах, отбор этих вузов будет конкурсным: сначала заявки отберёт Минобрнауки, а окончательный выбор сделают сами команды математиков, которые отправятся в регионы.

Команды тоже выбирают по конкурсу. Помимо желания влиться в проект и переехать на некоторое время в другой регион, от участников требуется подтверждённая научная значимость работ, опыт руководства научным коллективом и подготовки молодых учёных, актуальность и значимость выбранной тематики для мирового научного сообщества.

Университеты, отобранные для участия в проекте, получат от Минобрнауки финансирование.

Средства предполагается направить на оплату труда приглашённых команд (она должна быть в 4-5 раз выше средней по региону), на стажировки учащихся в ведущих российских университетах и академических институтах, а также на разработку новых учебно-методических комплексов и модернизацию образовательных программ.

«Выезжает команда, выбирает площадку и начинает создавать маленькие научные ростки, преподавая там полгода или год. Молодые ребята имеют возможность стажироваться в наших лучших институтах: Стекловском, Ландау, в наших университетах, – и таким образом эта школа потихонечку, как бусинки, собирается», – объяснила Ольга Васильева Путину.

В 2017 году будет создано 4-5 региональных математических центров, в дальнейшем их число будет расти. Если проект окажется удачным, то результатом работы станет не только рост уровня научных математических исследований, но и изменение системы подготовки кадров, их движение из школы в университет и дальше в науку.

Не грантом единым…

Во время встречи с президентом глава Минобрнауки Ольга Васильева много говорила о том, каким эффективным инструментарием по привлечению молодёжи в науку оказались гранты.

Это касается и Российского фонда фундаментальных исследований, и президентских грантов, а также запущенной недавно системы постдоков, которая стимулирует продолжение научной работы учёными, только что защитившими диссертации.

Очень эффективной стала программа мегагрантов, благодаря которой в Россию вернулись ведущие учёные, наши соотечественники – например, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов. Всё это создаёт среду, без которой студенты технических и математических вузов вряд ли ощущали бы себя востребованными.

В отличие от физиков или химиков, математикам не требуются особым образом оборудованные лаборатории, но для профессионального роста им необходимо научное сообщество, коллеги, с которыми можно регулярно обсуждать текущие задачи и проблемы. В этом направлении в России тоже кое-что делается.

Так, Россия подала заявку на право принять Международный математический конгресс (тот самый, на котором вручают премию Филдса – profiok.com) в Санкт-Петербурге в 2022 году.

В город на Неве уже съездила специальная делегация Международного математического союза, высоко оценив готовность города к проведению столь статусного мероприятия, но окончательное решение будет принято только летом 2018 года: на проведение конгресса одновременно с Санкт-Петербургом претендует Париж.

Есть и ещё один важный фактор, о котором недавно подробно рассказал в интервью «Комсомольской правде» недавно назначенный замминистра образования РФ, академик РАН Геннадий Трубников. «Зарплата – это хороший инструмент. Но я не считаю, что для учёного зарплата – самое главное.

Да, у всех у нас есть семьи, которые нужно кормить, мы все хотим достойно и полноценно жить, смотреть мир. Но для учёного главное – это задача. Если её нет, если он не может реализоваться, зарплатой его не удержишь», – сказал Трубников. Учёный считает важной реализацию проектов мегасайенс вроде коллайдера NICA или реактора ПИК.

По его мнению, это не только грядущие прорывы в науке, но и «колоссальный магнит для талантов», фактор, который может привлечь школьников в науку. Чтобы талантливая молодёжь не уезжала за границу, нужны «точки интеллектуального роста» в своей стране, убеждён Трубников.

С появлением стратегии научно-технологического развития России, с выделением приоритетных направлений развития науки и технологий, с разработкой соответствующей госпрограммы ситуация в этой сфере начала налаживаться: стали видны перспективы.

Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/maj/2017-05-04/matematicheskoe_obrazovanie_est_li_povod_dlya_optimizma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.