Томские набережные: проект отложенного развития

Замгубернатора:

Томские набережные: проект отложенного развития

Томская область уже несколько лет реализует проект “Томские набережные” – зону опережающего развития в рамках Концепции по созданию инновационного территориального центра “ИНО Томск”. Многое сделано, однако большая часть работы еще впереди.

Заместитель губернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто рассказал в интервью ТАСС, как проект позволит привлечь инвесторов и преобразить областной центр, а также какие сложности возникают в его реализации.

Магнит для инвесторов

– Евгений Валерьянович, один из главных строительных “маяков” региона – “Томские набережные”. На каком этапе сейчас этот проект?

– На главном, когда концептуальное видение проекта, к которому мы подступались три года, переходит в практическую реализацию. Не дожидаясь окончательного утверждения градостроительных документов, мы решаем локальные узлы, из которых потом сложатся “Томские набережные”.

Считаю, что принято абсолютно верное решение все новые общежития строить в этом районе.

Если бы общежитие Томского госуниверситета (ТГУ) возводили, как планировалось изначально, на улице Лыткина, была бы очень непростая история со строительством в условно оползневой зоне.

Мы провели с университетом переговоры и предложили вариант размещения общежития на берегу реки Томи, в живописном месте. Теперь слово за Минобрнауки РФ.

Следующий такой же “клиент” – Сибирский государственный медуниверситет (СибГМУ) с проектом по строительству общежития. Для них сейчас вместе с городом мы тоже подбираем оптимальную площадку в границах “Томских набережных”.

Кроме того, территориально и идеологически к “Томским набережным” примыкает благоустройство и проспекта Ленина, и набережной реки Ушайки.

Чтобы обеспечить общий контроль и координацию на этом пространстве, решено сформировать штаб по реализации проекта, который начнет действовать с сентября.

– Хотелось бы понять, что происходит с центральной частью города – как идет благоустройство берегов Ушайки, которые предстоит “одеть” в гранит, и проспекта Ленина?

– На Ушайке, как в любом тяжелом деле, есть черновая работа – очень трудоемкая, скрупулезная, незаметная для обывателя, но основополагающая и “базовая” для самого объекта. Сейчас идет как раз такая: большое количество буронабивных свай буквально “вкручивается” по берегам реки на глубину от 12 до 20,5 метра. Это самая сложная, длительная и ответственная часть процесса.

Потребуется не меньше года, чтобы завершить берегоукрепительные работы – до сентября 2017 года. А потом на этой основе будет создана красивая картинка — с облицовкой, устройством декоративных элементов, озеленением, и все это при наличии нормального графика финансирования работ.

На проспекте Ленина сейчас ведутся работы на подпорной стенке. Подрядчик делает настолько добросовестно, что хватит если не на века, то точно на десятилетия. Все продумано. Например, там будет сплошное бетонирование тротуара, и если вдруг какая-то коммуникация, которые, кстати, мы заменили, выйдет из строя, предусмотрен механизм для подъема бетонных плит.

В Москве и северной столице такой гранит и уровень отделки видели все, а теперь увидят и в Томске. Думаю, это будет объект, на который можно равняться, по этой планке потом мерить все остальные благоустроительные проекты региона.

Хочу заметить, что площадь Ленина в Томске – уникальное место. Ни в одном городе нет такого богатства: река, рельеф, горочка и улица, уходящая вверх, здесь же центральный проспект, сочетание классицизма и модерна. Если еще сторону, выходящую на Ушайку, освободить от строительных заборов и аварийных деревьев, сформируется уникальное городское пространство.

– Если говорить о концепции “Томские набережные” в целом, изменилась ли она за последнее время? Возникают ли проблемы с ее реализацией?

– Вообще не совсем правильно, что проект ограничен коммунальным мостом и устьем реки Ушайки. Потому что как “Томские набережные” надо рассматривать в целом фасад города – от Лагерного сада до Северска, по всей набережной реки Томи.

К этому проекту очень хорошо присоединяется микрорайон Радонежский – это первый жилой район в Томске, который выходит на реку. Поэтому мы будем очень внимательно и детально прорабатывать с застройщиком, как обустроить выход на реку, какой должна быть сама набережная, чтобы все выходящие на нее “узлы” смотрелись как единое целое.

Самое главное технологическое сооружение – дамба, по которой предстоит очень много работы. Проект готов, но он не пройдет экспертизы в существующем виде,  потому что, пока готовился, ужесточились требования, связанные с безопасностью и техническими параметрами сооружения. Надеемся, что дамба получит финансирование в рамках федеральной программы.

Плюс ко всему по дамбе должна идти дорога – не магистраль, которая отрезает реку от застройки, а некая коммуникация – частично в тоннеле, частично открытая с мостом через Ушайку в районе “белого дома” (администрация Томской области. – ТАСС).

Основные объекты никто из концепции не вычеркивает. Они должны быть закреплены и в проектах планировки, и в проектах межевания. Но беда всех подобных мегапроектов как раз в том, что это огромные лоскутные одеяла, и каждый “лоскут” активен на рынке вторичных земельных ресурсов.

Здесь ни региональная, ни городская власть не в состоянии вложить столько ресурсов, чтобы зачистить такую территорию.

Например, там, где частный сектор, уже возникают трехэтажные краснокирпичные магазины, офисные здания – это первый передел собственности. Будет и второй.

Поэтому уже сейчас, на старте, важно, чтобы обременения не стали значительными, чтобы не возник крупный торговый центр на том месте, где не положено, потому что такие обременения снять практически невозможно.

В прошлом году мы ездили в Токио, где изучали методологию работы городских властей по обустройству набережных. Так вот, они 20 лет снимали обременения, и всего пять занимались реализацией проекта. Я не говорю, что в Томске это на тысячу лет растянется, но точно займет время.

– А вообще к площадкам, которые выходят на набережную, есть интерес инвесторов?

– Там очередь выстроится… В 2012 году мы приглашали сюда “Красную площадь” – сеть торговых центров из Краснодарского края. Они были готовы зайти сразу, но нельзя загонять инвестора в неизвестную ситуацию.

Необходимо иметь какую-то основу для инвестиционного продукта.

Пока не будет дамбы, решения по выносу высоковольтной линии, понимания по источнику финансирования инфраструктурных объектов, форсировать заход инвестора не нужно.

Ситуация в отрасли

– Давайте по строительству в целом поговорим. Какая ситуация в отрасли, какой прогноз на этот год?

– Министерство (Минстрой. – ТАСС) несколько раз обращало внимание на тот уровень в 70-80 млн кв. м, на который Россия вышла в 2015 году.  Но все понимают, что держать спрос на жилье на уровне 80 млн “квадратов” сегодня невозможно.

Да, существуют различные ипотечные госпрограммы, но они закрывают только часть продаж. Инвестиционный сектор выпал полностью. Раньше покупали, условно говоря, подъездами. Держали квартиры некоторое время и потом перепродавали, получая приличную маржу, либо сдавали их. Сегодня это инвесторам не выгодно, потому что депозит в любом банке, даже самом отсталом, гораздо доходнее.

– И что же делать в этой ситуации?

– Германия после войны обязала банки вкладывать 60% ресурсов в жилищное строительство, и за пять лет решила все проблемы с жилым фондом. Были организованы строительно-сберегательные кассы, через которые немцы строили жилье с помощью банков.

У нас, в России, такой вариант вряд ли возможен. Вероятно, какой-то сектор через жилищные кооперативы пойдет, потому что нужно что-то новое. А старые механизмы, к примеру, договоры долевого строительства, которые 70% занимают и которые критикуют, нужно постепенно сокращать.

Сейчас принято правильное решение – централизовать все институты развития и создать агентство жилищного развития на базе АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. – ТАСС) и фонда Бравермана  (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. – ТАСС).

Идея состоит в том, что институт развития будет контролировать все этапы начиная с появления земельного ресурса (например, изъятия из федеральной собственности). Дальше – стимулирование спроса через ипотеку в этом же институте, стимулирование строительства инженерных, транспортных коммуникаций и социальной инфраструктуры.

А пока каждый регион спасается так, как может. Томичи стали пионерами по программе “Жилье для российской семьи”, и появилась продажная цена 35 тыс. руб. за квадратный метр, которая подстегнула спрос и позволила продержаться строителям 2015-2016 годы. Дальше придется прорабатывать еще какие-то еще механизмы, например, арендного жилья.

– АИЖК заявил о том, что собирается запускать проект по арендному жилью, и назвал Томск в числе пилотных регионов…

– Выбор сделан правильно, потому что у нас на арендное жилье потенциально очень большой спрос: общежитий всем студентам мы не построим, для всех резидентов промышленных парков и особой экономической зоны тоже необязательно постоянное жилье – это мобильное население.

Но пока мы не знаем, что за этим последует, будет ли поддержка со стороны федерации. Ведь ни один инвестор не начнет строить арендное жилье, так как “белая” аренда предполагает платежи, налоги, окупаемость самого проекта, а почти весь рынок сейчас “серый”.

Однако если появится федеральная программа, если она будет привязана к расселению аварийного жилья, это будет подарком для городов, у которых много и “авариек”, и мобильного населения. У нас 15-20% жилья может быть арендным.

Чтобы поддержать строительный комплекс, недавно Томская область приняла закон о линейных объектах. Документ, который давно ждали строители, и теперь им будет в разы проще проектировать, оформлять и вводить в эксплуатацию свои объекты. Ведь зачастую построить дом было проще и быстрее, чем трубы подвести или выполнить нормативы по стоянкам.

– Каков прогноз по вводу жилья на этот год после рекордного предыдущего?

– В 2016 году по вводу жилья, я думаю, трагедии не будет. Было 700 тыс. “квадратов” – станет 550, может, 520. Это не такое уж резкое падение.

По итогам первого полугодия объемы ввода жилья снизились: по области в среднем – на четверть, по Томску они упали на 70%.

Но к концу года показатель компенсируется, в том числе за счет Томского района, куда переместилась фактически вся стройка областного центра.

А в целом спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если строители сами себя переформатируют с точки зрения ценообразования, организации своего труда, использования новых технологий, энергоэффективности – если им хватит воли и ресурсов измениться, они выдержат испытание и будут эффективно работать дальше.

– Возвращаясь к областному центру. В Томске в последние годы реализованы несколько крупных строительных проектов. Насколько они повлияли на город в целом?

– За последние 10 лет появился совершенно другой город, особенно это видно, когда смотришь картинку, отснятую с квадрокоптера. Если нам сейчас удастся реализовать наши градостроительные проекты, те же “Томские набережные”, то через 30-40 лет мы увидим Томск совсем другим. 

Источник: https://tass.ru/inotomsk/3539047

«Томские набережные» и Ушайка. Каким будет пространство в центре города – Город – Томский Обзор

Томские набережные: проект отложенного развития

20 февраля 2015 / Томский Обзор / Павел Андрющенко

Буквально накануне Нового года в центре Томска стартовал проект по благоустройству набережных Томи и Ушайки.

Строители вырубили поросль напротив Большого концертного зала и повесили на ограждение вокруг строительно-благоустроительной площадки плакаты о том, какие изменения ожидают этот уголок города.

О том, что из себя представляет новый проект, каковы его сильные и слабые места, а также о том, как отнеслись к проекту горожане — в нашем обзорном материале.

Официально проект представили только 13 февраля — губернатор Томской области Сергей Жвачкин рассказал журналистам и чиновникам о том, что будет сделано и ответил на ряд вопросов. В презентации так же принял участие представитель компании-проектировщика и застройщика, питерской «СПБ-Гранит».

Что такое «Томские набережные»? По словам губернатора, проект состоит из двух частей — набережных реки Томь и речки Ушайки, «тех водоемов, которые идут по территории непосредственно Томска».

На презентации были озвучены три основных цели всего проекта: создание мест отдыха, решение санитарно-гигиенической проблемы со стоками в Ушайку и «инженерная цель» — подготовка к перестройке всех инженерных сетей в центре Томска.

Что касается стоков, то по словам губернатора, часть несанкционированных сбросов сточных вод в Ушайку на Степановке, Мокрушинском, в районе улицы Войлочной и других местах были закрыты. Но десятки (в том числе и санкционированных) остались, и над этой темой идет работа.

— Но для того, чтобы решить этот вопрос необходим был проект… Город развивался столетиями, понятно, что когда-то была необходимость, когда-то ротозейство, когда-то разгильдяйство, но эту проблему надо решить раз и навсегда… Можете заглянуть, увидите, я могу привести пример, что ливневый коллектор, который собирает всю воду по Ленина, диаметром 600 миллиметров — просто торчит труба в Ушайке недалеко отсюда. И уже десятилетиями она туда бежит. Эти все вопросы надо закрывать раз и навсегда. И закрыть просто методом «одну трубу обрезали» невозможно, возможно только через систему, и мы эту систему создаем, — отметил губернатор.

Что касается инженерных сетей, то по мнению Сергея Жвачкина, прежде чем заниматься приведением в порядок в центре дорог, необходимо привести в порядок все наслоения инженерных коммуникаций под центральной частью города. В ходе реализации проекта «Томские набережные» и будут проводиться подготовительные работы:

— Мы подготавливаемся к коренной перестройке всей инженерной сети в центре Томска. По другому, пока не сделаны инженерные сети, невозможно, иначе мы заменим дорожное полотно и каждый год по нескольку раз будем его вскрывать в одном, в другом [месте — прим.ред.] то, что вы критикуете справедливо, то, что сегодня и происходит, — подчеркнул Сергей Жвачкин.

Первый объект, связанный именно с инженерной составляющей, который сейчас обсуждается в рамках проекта «Томские набережные» с министерством природы, касается строительства дамбы:

— Прежде всего эта дамба нужна для того, чтобы перенести туда все инженерные сооружения. Вдоль этой дамбы будут проложены все коммуникации, которые сегодня за эти десятилетия в беспорядочном состоянии положены по территории Томска, — сказал губернатор.

Но пока большой проект по набережным находится в разработке, администрация запустила «локальный» проект по набережной Ушайки.

Для финансирования проекта, администрация региона создала Фонд содействия развитию территорий.

По словам губернатора, бюджетных денег в проекте (во всяком случае, в той его части по Ушайке, реализация которой уже начата) сегодня нет.

Для обеспечения финансирования привлекаются спонсоры, в частности, первый этап согласился оплатить «Газпром» — ранее пресс-служба Белого дома озвучивала сумму в 120 млн. рублей, «подаренную компанией «Томским набережным».

— В правление этого фонда входят представители практически всех общественных организаций, которые принимают решения.

Этот фонд, я не сомневаюсь, будет пополняться и другими компаниями, которые работают на территории Томской области и надеюсь, что при необходимости (пока такой необходимости нет), пожалуйста, готовы принимать пожертвования в том числе и от простых граждан, — отметил глава региона.

В 2013 году, по словам губернатора, на проект были выделены первые деньги — как раз когда был создан фонд. За счет этих средств сегодня идет проектирование:

— Эти деньги были рассчитаны на проект и на начало строительства, подготовительные работы уже в прошлом месяце делали, — отметил Сергей Жвачкин.

Также, по словам губернатора, проект, рассчитанный на 2015—2016 гг., было решено начать в запланированные сроки, несмотря на возникшие в связи с выросшим курсом доллара финансовые проблемы.

— Если бы мы в эту зиму не начали работать, проводить работы по берегоукреплению, то мы бы потеряли 2015 год.

Поэтому в принципе, в чем-то на свой страх и риск, в чем-то спасибо Андрею Сергеевичу [Андрей Евдокимов, «СПБ-Гранит» — прим.ред.

], мы его попросили, он закредитовался, получил деньги частично… То есть, подготовительные работы эта фирма действительно взяла на себя, — рассказал губернатор.

Работы на Ушайке, 18 февраля 2015 г. 

Проект готовила фирма из Санкт-Петербурга, «СПБ-Гранит», делавшая в том числе, сочинские объекты. Ее представитель Андрей Евдокимов, на презентации и рассказал о реконструкции Ушайки.

Проект включает три участка, разделенных по функционалу: прогулочная зона от экс-магазина «1000 мелочей» до Большого концертного зала, две видовые и одна концертная площадка на отрезке от филармонии до Каменного моста и зона активного отдыха от моста вдоль улицы Обруб.

На протяжении всех трех участков территорию набережной планируют закрыть бетонными стенами, которые позднее будут облицованы гранитом.

Проектирование и строительство объекта осуществляется в три этапа:

— Проектирование первых двух этапов — это первый и второй участок — на сегодняшний день завершено, получены положительные заключения экспертизы и разрешение на строительство. Строительно-монтажные работы начаты на втором участке, — уточняет Евдокимов.

Первый участок организован в виде разноуровневых террас. Нижняя — зона подтопления, верхняя — это отметка, которая не попадает в зону затопления, там будет располагаться основной парк.

В середине первого участка расположен пешеходный мост, который связывает правый и левый берег и предназначен для того, чтобы увеличить площадь территории, на которой можно будет проводить мероприятия. Именно здесь планируется организовывать праздничную торговлю, ярмарки и гуляния.

Второй участок, который находится за филармонией, будет использован под видовые и концертную площадки, у последней будет сделан бетонный амфитеатр.

На месте старинного парка Эрмитаж и сегодняшнего прибрежного парка, занимающего площадь третьего участка, проектировщики решили расположить спортивную площадку, вантовый мост (который должен будет соединить улицу Обруб и Пионерский переулок) и прогулочную зону с летним кафе и детской площадкой.

На спортивной площадке предполагается установка тренажеров для занятия воркаутом, место для занятий паркуром, площадка для стритбола и скейтпарк.

Воскресенский ключ, расположенный на площадке, обещают сохранить и сделать на территории третьего участка спуск к воде. Правда, на представленных видах пока заметны только бетонные спуски к воде:

Любопытно, что первый участок проекта в чем-то повторяем разработанный в 2011 году в Томске проект студентки ТГАСУ О. Сергеевой (научный руководитель — Олег Стахеев).

Студенческий проект предлагал создание на этом месте общественного комплекса:

Безусловно, масштабные благоустроительные проекты для Томска — событие не рядовое и привлекающее внимание. И как всегда бывает, при реализации проектов у городской общественности возникают самые разнообразные «за» и «против».

Мы суммировали все услышанное от нескольких десятков горожан за последние недели и собрали усредненный набор этих доводов. Многие из утверждений могут показаться вам спорными, тем не менее, все эти точки зрения были высказаны неоднократно.

Еще один момент — в силу не самой большой осведомленности о содержании проекта, часть горожан пока не готовы давать ему какие-либо оценки.

«За»

  • Масштабное благоустройство в центре Томска — это хорошо по определению
  • Проект, реализуемый на спонсорские, а не на бюджетные деньги, выгоден для города
  • Сцена в центре для проведения массовых мероприятий городу необходима
  • Сейчас это пространство использует слишком малое количество людей — берега не предназначены для прогулок, изменение ландшафта позволит там гулять большому количеству горожан
  • Ушайка сейчас — это помойка и бомжовские лежбища

«Против»

  • Достаточно серьезное вторжение в городскую среду, которое не обсуждалось с жителями Томска: «проект готовился «за закрытыми дверями», «непонятно, какие технологии будут использоваться при строительстве»
  • Проект реализуется в исторической охранной зоне в центре города: «могут пострадать археологические памятники», «соответствующей экспертизы не делалось либо ее результаты не представлены общественности», «мосты — не объект благоустройства, а капитальное сооружение»
  • Еще один «зеленый» кусок Томска покроется бетоном: «бетонные берега вместо зеленых», «вырубка всей растительности», «когда вырастут деревья с красивых картинок — неясно», «погибнет Воскресенский ключ»
  • Пострадают утки: «они не приживутся в бетонном саркофаге», «исчезнет редкое место в городе, где можно покормить с ребенком живых птиц — не голубей»
  • Проблемы с пешеходной доступностью и парковками на массовых мероприятиях: «в спортивную часть территории велосипедистам не попасть», «вантовый мост с одной дороги выходит на другую, это неудобно для пешеходов», «зимой все это будет засыпано снегом», «неудобно добираться — остановки далеко, тротуары для пешеходов узкие», «во время концертов на площадке весь центр будет стоять, парковаться там нормально негде»
  • Функциональная перегруженность: «столько всего на одной территории — излишне», «тихий исторический центр для горожан и туристов несовместим с экстрим-парком»
  • Каменный мост: «будет испорчен вид на одну из главных достопримечательностей в центре», «мост может пострадать во время стройки»

Ряд вопросов из второго списка был задан в ходе презентации проекта.

Мост

отрывок презентации: 

— Каменный мост выдержит работы?

Сергей Жвачкин: Я вообще на мост предложил, меня пока не поддержали. Я видел, по-моему, в Тель-Авиве, посередине этого моста еще озеленение идет. Стоят лавочки и зелень. Мы привыкли, что мост это сооружение такое — паровозы ездят, в Париже я такое видел, кстати. А мост, он красиво открывает дизайн, а второе почему он появился — не хватает мест для гуляния людей.

— Вопрос о Каменном мосте. Он выдержит стройку вообще?

Сергей Жвачкин: Я надеюсь, что он еще лет 200 простоит, потому что все объекты, мимо которых проходит этот проект, они укрепляются.

— То есть, какие-то работы будут проводиться на Каменном мосту?

Сергей Жвачкин: Конечно, это же наша гордость.

— То есть, прямо на самом мосту будут?

Сергей Жвачкин: Укрепление, конечно. Сам мост трогать нельзя. Укрепительные работы. Мост ведь стоит на берегу, а раз мы берег делаем… Посмотрите под мост весной, там же текут ручьи, все размывается.

Там же нарушено… мост же строили правильно и грамотно, надо восстановить…. почему строится у мостов, это же не для красоты, эти вот… подкрылки, это для того, чтобы воду отводить. А там этого нет.

Утки

Карта зимующих на реке Ушайке уток

отрывок презентации: 

— Под мостом прикормлены утки. Что сейчас с ними будет?

Сергей Жвачкин: Утки — это уже наша визитная карточка. […] надо, чтобы они и здесь сохранились. Правда хочется, чтобы здесь Ушайка все-таки замерзала, потому что если она будет замерзать, значит, чистая бежит.

Охранная зона

отрывок презентации: 

— Согласно градостроительному атласу Томска вся эта территория входит в охранную зону ОЗР117, в которой запрещено капитальное строительство. Зоны были подвинут может быть?

Андрей Евдокимов: Речь идет не о капитальном строительстве. Речь идет о работах по благоустройству.

Сергей Жвачкин: Они не подпадают под этот закон. Хотя я уже встречался с одной общественной организацией, тот же вопрос. Ну, мало ли, что исторический облик, я говорю, если вы считаете, что исторический облик — это 100 канализационных врезок, которые есть и около 70 несанкционированных свалок, то можно оставить.

Источник: https://obzor.city/article/436708

Набережная для инвесторов

Томские набережные: проект отложенного развития

Концепция «Томские набережные» сложилась как проект комплексного опережающего развития территории в границах реки Томи и пересекающей Томск реки Ушайки, центрального проспекта Ленина и Лагерного сада — места основного въезда в город с федеральной трассы. На этом участке, образовавшемся вследствие изменения русла Томи, региональная власть намерена ввести в оборот 420 гектаров земли, на которых разместятся университетский кампус, деловая, природная, историческая и развлекательная зоны.

Сейчас в городе есть три набережных — благоустроенные кусочки Ушайки и Томи на площади Ленина и природный парк в Лагерном саду. Но все они по тем или иным причинам кажутся короткими и незавершенными.

Новый проект представляет собой не просто набережную для прогулок, а целый комплекс мероприятий по изменению береговой линии и превращения этой территории не только в прогулочную часть, но и в новый деловой и научно-образователь­ный центр города.

Идея создания такого центра давно витала в воздухе. В дни недавнего Х Красноярского экономического форума делегация Томской области ознакомилась с оформлением и застройкой набережной Енисея, чтобы использовать опыт Красноярска при реализации проекта «Томские набережные».

«Город, стоящий на реке, не может не заниматься набережными. Красноярская набережная всегда славилась, ее сделали еще в Советском Союзе. И сюда большие деньги вложили за последние годы.

Мы посмотрели вместе с мэрией и убедились в том, что это, во-первых, нам действительно по плечу. Во-вторых, это затраты, которые окупаются, — отметил тогда губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

 — В Томске можно сделать набережную так, что она станет его сердцем, центром притяжения для томичей. Особенно с учетом того, что город молодежный».

Научный подход

По мнению томского губернатора, новый проект задаст тон развития города на пятьдесят, а то и на сто лет вперед.

Идеология и философия этого процесса уже сформулирована в утвержденной правительством России концепции «ИНО-Томск’2020».

Согласно ей, в Томске формируется федеральный центр образования, исследований и разработок, и проект «Томские набережные» способен существенно усилить эффект от «ИНО-Томска».

«Очевидно, что самый развитый кластер, который сегодня есть в Томске, — это кластер образования, — говорит заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев. — Однако у него есть ряд проблем.

Большинство студенческих общежитий построено в 1960-е годы и уже не удовлетворяет условиям для мест массового проживания. Около трех тысяч студентов либо вынуждены, либо по собственному желанию снимают коммерческое жилье. Разговор о межвузовском кампусе начинали и двадцать, и пять лет назад.

В конце концов этот вопрос был включен в концепцию «ИНО-Томск’2020» и, в связи с проектом «Томские набережные», наверное, впервые может быть реально решен. Потому что территория будущей набережной Томска в большей степени связана с нашим научно-образовательным комплексом. Четыре томских вуза находятся в этом районе.

И общежития, и учебные корпуса находятся на территории «Томских набережных» уже сегодня. Поэтому реализация этого проекта серьезно повлияет на развитие нашего научно-образовательного комплекса».

Каким образом обустройство новой территории может помочь томскому образованию, в основном понятно и теперь. Например, реализация такого проекта совместно с вузами может служить довольно красноречивым аргументом и инструментом для поддержки томских вузов как потенциальных субъектов ТОП-100 мировых университетских рейтингов.

Как известно, вскоре должен начаться федеральный отбор вузов на конкурсной основе, победители которого получат от правительства серьезное финансирование, чтобы попробовать попасть в ТОП. Благодаря проекту «Томские набережные» томские вузы могут претендовать на получение части этого финансирования.

И, наконец, проект дает возможность еще раз форсировать процесс интеграции консорциума вузов и научных организаций, что повлечет усиление статуса томского образования.

«Руководство Томского государственного университета (ТГУ) инициировало обсуждение стратегического развития вуза, территориального в том числе, на ближайшие десять лет, — отмечает первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский.

 — Мы сделали первый шаг — пригласили три группы архитекторов из Сибирской лаборатории урбанистики, группу российского союза архитекторов и группу французских архитекторов, которые планировали Сколково. И такая мощная команда работала над анализом территориального развития университета.

Оказалось у нас есть несколько интересных идей, которые созвучны «Томским набережным». Скажем, об исторической оси, которая была заложена отцами-основателями ТГУ при проектировании университетского корпуса. Еще один момент — научно-образовательный комплекс должен быть интегрирован в городскую среду. Например, тот же кампус по сути — одна из форм такой интеграции.

У нас так исторически сложилось, что Томск — это город-университет. И в этих обстоятельствах городское пространство должно быть организовано соответственно. Среда должна быть так выстроена, чтобы она превращала город в университет с пешими маршрутами, транспортной схемой, с общественным пространством.

Наконец, выделилась кольцевая рекреационная зона, появились предложения по объектам, которые могли бы быть межвузовскими. В рамках форума INNOVUS будет представлен мастер-план развития территории университета, открытого городу. Сейчас под эту задачу ищутся решения».

Собственно, намерения вузов теснее интегрировать науку и образование с городской средой ничуть не расходятся с видением функций новой территории у томских властей.

Губернатор готов прислушаться к мнению вузов относительно перспектив развития планируемой зоны и объединения университетских объектов. И все же, какой бы ни была идеология заполнения «Томских набережных», существует и более приземленный уровень — собственно строительный.

Например, чтобы проект состоялся, городу, прежде всего, необходимо построить дамбу на Томи. А это уже другая история, не требующая длительных диспутов.

Деловой подход

Еще в 2008–2009 годах по заказу мэрии Томска был разработан проект планировки улицы Московский тракт — одной из ключевых в нынешнем проекте «Томские набережные».

В рамках этой работы были закреплены территории вузов, рекреационные зоны, отмечена необходимость переноса дамбы и строительства нового микрорайона. Также существует проект планировки и обустройства двух озер — Мавлюкеевского и Университетского, — которые находятся на территории предполагаемой застройки.

На федеральные средства экологи очистили дно и берега озер. Позже в воду Мавлюкеевского выпустили 500 кг карасей и по 50 экземпляров толстолобиков и белого амура. На полное обустройство водоемов требуется не менее 60 млн рублей.

Их пока нет, но все проведенные проектные работы актуальны и сегодня, поэтому их передали нынешним разработчикам набережной — специалистам ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».

«Так уж получилось, что Татарская слобода (исторический район на территории проекта «Томские набережные» — Ред.) оказалась на отшибе центра. Там нет ни одной современной инженерной сети: ни водоснабжения, ни канализации, ни ливневки, ни тепловых сетей, — делится еще одной проблемой первый заместитель мэра Томска Евгений Паршуто.

 — Но земли в городе больше нет. Сотка земли в центре города стоит миллион рублей. Она дорогая даже по столичным меркам. Для того чтобы имеющийся центр истории Томска реконструировать, нужны инвестиции.

Поэтому появление на свободной территории новых сооружений позволит протянуть туда коммуникации, но не за счет бюджета, а за счет инвесторов, которые зайдут на эту территорию».

Собственно, первый шаг в реализации еще не до конца оформленной идеи уже сделала областная власть, заручившись поддержкой проекта «Томские набережные» на федеральном уровне.

Помощь будет очень кстати, поскольку, лишь по самым скромным оценкам, проект может обойтись в сумму не менее 100 млрд рублей. «Томские набережные» планируется включить в ряд федеральных целевых программ. В Министерстве регионального развития уже обсудили необходимые для этого шаги.

Например, региональная администрация должна разработать проектно-сметную документацию для включения работ по укреплению берега в федеральную программу по развитию водохозяйственного комплекса.

О готовности проводить берегоукрепительные работы на Томи заявила «Северная дноуглубительная компания», которая выполняла аналогичные задачи в Санкт-Петербурге и в других северных городах России.

«Мы рассмотрели все возможности включения мероприятий проекта в государственные программы, подпрограммы, ФЦП различных министерств и ведомств, — говорит заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин.

 — Есть, например, программа Министерства природных ресурсов по укреплению берега реки. Мы рассмотрели вопрос смещения акцента этой программы на строительство дамбы. Точно так же есть программы по линии Министерства образования по строительству корпусов и общежитий. Она тоже будет работать на этот проект.

В сущности, это новый подход, но авторами этого подхода являются азиатские государства. Китай, в частности, где возникла идея созданий зон опережающего развития. Идея проста — государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры на территории, а потом туда заходит частный бизнес со своими проектами.

В России существует более 270 таких зон, и мы там прописаны. «Томские набережные» — это часть зоны опережающего развития».

Юрий Гурдин отметил, что первоочередная задача проекта — построить дамбу, а затем обеспечить территорию инфраструктурой и наполнить ее бизнес-идеями. Вероятнее всего, строительство дамбы начнется не раньше середины 2014 года. Чуть позже будет завершено проектирование территории.

Пока процесс находится в стадии разработки технического задания. «У нас, по сути, есть уникальная возможность. Более 400 гектаров земли сегодня наши, государственные, и ни у кого не надо спрашивать разрешение под застройку, — говорит Сергей Жвачкин.

 — Плюс под боком — гравийные месторождения, откуда мы возим гравий по всей Западной Сибири. Сама природа идет нам навстречу. Поэтому территория «Томских набережных» должна осваиваться — здесь должны быть и спортивно-оздоровительный центр, и даун-таун, и наука, и историческая часть.

В этом направлении движутся все агломерации».   

Источник: https://expert.ru/siberia/2013/19/naberezhnaya-dlya-investorov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.