Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах

11 историй о великих художниках и невыносимых зрителях

Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах

Байки о художниках — тема неисчерпаемая. Их жизнь неотделима от творчества, а поступки часто экстравагантны и непонятны для окружающих.

Про отрезанное ухо Ван Гога и о том, как Арам Хачатурян ходил в гости к Сальвадору Дали знают многие.

В сегодняшней подборке — менее известные истории о том, как трудно порой мастерам общаться с теми, для кого они создают свои шедевры.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

Как-то зимою в «Пенатах» Корней Иванович Чуковский, разговаривая с Ильёй Репиным на воздухе, увидел, что у него под ногами на белом снегу какая-то собака оставила жёлтую лужу. Чуковский машинально стал носком сапога сгребать снег, чтобы засыпать неприятное пятно…

Вдруг Репин застонал страдальчески: — Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном…

Подтверждение авторства

Летом, по средам, репинские «Пенаты» были открыты для посетителей. Однажды, когда Илья Ефимович гулял по саду в ожидании гостей, к нему подошли три хорошо одетых господина, по виду, петербургские нувориши. Купив по случаю картины, якобы написанные Репиным, они приехали показать покупку художнику, чтобы подтвердить его авторство.

Приезжие с достоинством разложили приобретенные холсты: запорожец с голубыми усами, бурлак на фиолетовом фоне и портрет Льва Толстого, скопированный с базарной открытки… Зато на каждом холсте была в совершенстве изображена размашистая репинская подпись.

Илья Ефимович, скорый на гнев, при одном взгляде на эти дешевые подделки cхватился за сердце и закричал:

— Ирокезы! Троглодиты! Скотинины!

Обиженные гости стали молча упаковывать свои приобретения, а один из них тихо и укоризненно произнес:

— Напрасно вы, Илья Ефимович, отказываетесь. Картины — первоклассные!

Что-нибудь в масле

Как-то в мастерскую к французскому художнику Полю Сезанну зашёл в богатый, но прижимистый покупатель:

— Мсье, нет ли у вас чего-нибудь недорогого, желательно, в масле?

— В магазине напротив вы можете приобрести банку сардин! — презрительно ответил художник.

Поль Сезанн «Большие Купальщицы»

Магия имени

В юности французский художник-импрессионист Огюст Ренуар увлекался черной краской, о чём потом часто сожалел. Однажды во время путешествия в Англию некий любитель живописи похвастался ему:

— У меня есть картина Теодора Руссо! Это — шедевр!

Огюст Ренуар попросил показать. Англичанин привёз его к себе, на цыпочках — из уважения к произведению мастера — подошел к картине и сдернул с нее занавеску.

— Смотрите! — сказал заворожено он.

— Гм-м… не правда ли немножко черно? — робко спросил Огюст Ренуар.

— Что вы, юноша! Это — настоящий шедевр, и спорить тут не о чем!

Огюст Ренуар с удовольствием выслушал похвалы, а потом сообщил:

— Знаете, а ведь автор этой картины — я!

Он ожидал нового приступа восхищения от этого любителя живописи. Но тот возмутился:

— Вот мерзавец, этот торговец картинами! Всучил мне под видом Теодора Руссо какого-то жалкого Ренуара!

Когда шедевр закончен

У Ренуара был приятель, который обожал давать ему советы. Однажды он наблюдал за художником, когда тот рисовал этюд обнаженной женщины. Когда художник отложил кисть, приятель запротестовал:

— Ах, Ренуар, ну если бы еще два-три мазка! Ведь не закончено!

— Вот как! — изумился Огюст Ренуар. — Благодарю покорно, а я-то думал, что о своих работах только я и могу судить, когда они готовы?

— И как же это? — поинтересовался приятель.

— Весьма просто, — отвечал Ренуар. — Когда я чувствую желание хлопнуть изображенную на полотне даму по заднице, значит, ничего больше в эту картину добавлять не нужно.

Рецепт успеха

Известного французского скульптора Антуана Бурделя как-то спросили: «Творчество творчеством, но что нужно сделать художнику, чтобы прославиться?»

Бурдель ответил: «Создайте шедевр, вот и все».

Э. А. Бурдель. Портрет Людвига ван Бетховена. Бронза. 1902

Хитрость Рембранта

Рассматривать картины Рембрандта надо с некоторого расстояния. Однако современники этого упорно не понимали, и все норовили подойти вплотную к холсту, чтобы разглядеть мазок.

— Не стойте слишком близко! — говорил в таких случаях живописец. — Это очень опасно. Вредные испарения, которые идут от красок, могут вызвать у вас головную боль!

Покупатели испуганно отскакивали и глядели на полотна как раз с нужной дистанции.

Как аптекарь учил Поля Гогена живописи

Один аптекарь заказал Полю Гогену картину.

— Только, знаете ли, я хочу, чтоб она была простой и понятной, — попросил он.

Гоген взялся за дело со всей ответственнос­тью и написал картину «Белая лошадь».

— Месье, но ведь эта лошадь — зеленая! — недовольно воскликнул аптекарь, увидев карти­ну. — Зеленых лошадей не бывает!

— Любезный, — с достоинством отвечал ху­дожник, — разве вы никогда не замечали, каким зеленым кажется все вокруг, когда вечером, удоб­но устроившись на веранде в своей качалке, вы отдыхаете с полузакрытыми глазами?

— Я заплатил вам пятьсот франков и за эти деньги хочу получить другую картину, — реши­тельно ответил заказчик. — Картину, которой можно любоваться при дневном свете и не зак­рывая глаз!

Тут уж Гоген не нашёл, что возразить.

Поль Гоген, «Белая лошадь», 1898 г.

Положение обязывает

Как-то раз художник Игорь Грабарь привез к уже состоявшемуся живописцу Василию Сурико­ву одного коллекционера.

Суриков встретил го­стей радушно. Стал показывать этюды на про­дажу. Гость время от времени спрашивал о цене и качал головой:

— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?

Цена была — 5000 рублей.

— Уступите, Василий Иванович, — попросил Игорь Грабарь.

Суриков вздохнул:

— И хотел бы, да имя не позволяет!

В гостях у пикассо

Пабло Пикассо однажды водил по дому гостей и показывал им свои творения.

— Вот это — мой автопортрет.

Гости оглядели вполне «кубическое» полотно с совершенно искаженными чертами лица.

— А это портрет моей жены, — показал следующую картину Пабло Пикассо.

Еще хуже.

Один из гостей растерянно пробормотал:

— Надеюсь, детей у вас нет?

Пабло Пикассо. Автопортрет

Я умею рисовать

Как-то раз к Дали заявился журналист и принялся ему доказывать, что его искусство — всего лишь следствие того, что он не умеет рисовать.

Говорил он страстно и долго. Все это время художник сидел напротив и невозмутимо черкал в блокноте ручкой.

А когда журналист закончил свою обличительную речь, Дали показал ему свой рисунок: статуя Венеры Милосской с пририсованной к ней головой самого журналиста! Сочетание получилось жуткое, но сходство — фотографическое: и со скульптурой, и с обвинителем. Причем все тени, полутени и прочие условия академического рисунка были соблюдены мастерски.

— Теперь вы убедились, что я умею рисовать? — спросил Дали. — Тогда до свидания, сударь.

Источник: http://izbrannoe.com/news/lyudi/10-istoriy-o-velikikh-khudozhnikakh-i-nevynosimykh-zritelyakh/

Стихи о художнике, художниках

Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах

Художник, так же, как поэт…Сюжет в себе переживает…Он оставляет в душах след…Хоть о последствиях не знает…Вблизи посмотришь, так мазня…Всё так наляписто и криво…А отойдешь, поёт душа…В картине всё играет мило…Там каждый штрих или мазок…Душой художника сияет…И чем древней картины срок…Шедевр бесценность обретает…Ведь то, что писано душой…Храниться будет в душах вечно…Как смерть не властна над строкой…Творец живёт пусть бесконечно…Шедевры пусть свои творит…Чтоб Мир наш стал намного ярче…Уж утро, он ещё не спит…

Творит, чтоб стали мы богаче.

*****

Художники были со дня сотворения!Художники — это послы вдохновения!Искусство — картины их! Воля богов!

Сегодня, вчера и с начала веков.

*****

Художник — деятель искусства.В картинах отражает онСобытия, природу, чувства,

Связь поколений и времён.

Повещенко О.

*****

Художник улыбнется. Новый тонСлегка добавит лучикам игривым…

Песнь соловья возьмёт за камертон…

К цветам весенним робким и пугливымДобавит шаль пушистую — туман,

Чтоб утро было сказочным, счастливым…

Свой тонкий аромат дарит шафран…И подпевает луч с зарёй танцуя,

Даря надежды сладостный дурман,

Ветрам напомнив нежность поцелуя…Улыбкой солнце в этот светлый день

Художник обаял… весну рисуя.

Каминская Мария

*****

На холсте художник ПетяНарисует все на свете.Опускает в краску кистьИ на холст ее хлобысть!Хорошенечко размажет,«Хороша картина!» — скажет.Будут люди много дней

Думать, что же там на ней.

Емельянова О.

*****

Ты — художник. В руках твоих — краски.Мир мой — холст, нем под кистью твоей…Ты на нём написать волен сказку,Добрых гномов и ласковых фей;Можешь силой, подвластной лишь ветру,Прочь развеять туман суеты,Написав безмятежность рассветаНад беспечною гладью воды…Там прибой нежно берег ласкает,Робко балуют землю лучи,..

Но… взмах кисти — и всё исчезает,Утопая в безглазой ночи:Мириады звёзд в сердце вонзятся,Словно россыпь осколков немых;А могли ж они мне улыбаться —Лишь движение б пальцев твоих!..

Пусть холста кисть легонько коснётся,Превратит в гладь озёрную лёд,Лучик бережный тёплого солнцаПо щеке деликатно скользнёт…Пенье птиц вместо криков вороньихПусть звучит в предрассветной тиши,Слух невольно лаская спросонья…

Кисть в твоих руках… слышишь? Пиши…

*****

Бывают крылья у художников,Портных и железнодорожников,Но лишь художники открыли,

Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так,Из ничего, из ниоткуда.Нет объяснения у чуда,

И я на это не мастак.

Шпаликов Г.

*****

Кисть художника везде находит тропы.И, к соблазну полисменов постовых,Неизвестные художники ЕвропыПишут красками на хмурых мостовых.Под подошвами шагающей эпохиСпят картины, улыбаясь и грустя.Но и те, что хороши, и те, что плохи,Пропадают после первого дождя.

Понапрасну горемыки живописцыПрислоняются к подножьям фонарейБлиз отелей, где всегда живут туристы —Посетители картинных галерей;Равнодушно, как платил бы за квартиру,За хороший (иль плохой) водопровод,Кто-то платит живописцу за квартируЛибо просто подаянье подает.

Может, кто-то улыбнется ей от сердца?Может, кто-то пожелает ей пути?Может, крикнет: «Эй, художник! Что расселся?Убери свою картинку! Дай пройти!»Но, как молнии пронзительную вспышку,Не сложить ее ни вдоль, ни поперек,Не поднять ее с земли, не взять под мышку, —Так покорно распростертую у ног!И ничьи ее ручищи не схватили,Хоть ножищи по ее лицу прошли…Много раз за ту картину заплатили,

Но купить ее ни разу не смогли.

Новелла Матвеева

*****

Ах, художник, как и преждеУ мольберта не в себе…Красной краской по надежде,Черной краской по судьбе.Ночь и пламя, кровь и деготь,А под утро удержись,Ничего не надо трогать,

Потому что это — жизнь!

*****

Словно волшебнику радужной сказки,Бог дал Художнику кисти и краски,Чудо — палитру, мольберт и холстину,

Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход и закаты,Синее море и злые пираты,Желтый песок, белоснежные льдины…

Все, что в душе — то на этой картине.

Молча, Художник стоит у мольберта,Кисти мелькают, как птицы под ветром.Лучик от солнца и брызги прибоя,

Горсть янтаря, что прибило волною,

Гроздья рябины, как капельки крови,Зелень травы, хмурость тучи над морем,Нежность любимой, улыбку ребенка —

Все написал своей кисточкой тонкой.

В это творенье вложил он всю душу,Сердце свое беспокойное слушал.Глянул Всевышний, слегка удивился —

На полотне целый мир уместился!

Лаврова Татьяна

*****

Живописцы, окуните ваши кистив суету дворов арбатских и в зарю,чтобы были ваши кисти, словно листья,

словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое,по традиции забытой городской,нарисуйте и прилежно и с любовью,

как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!Пусть начнется, что еще не началось.Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…

Что гадать нам: удалось — не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,наше лето, наше зиму и весну…Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!

Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

*****

Мне все твоя мерещится работа,Твои благословенные труды:Лип, навсегда осенних, позолота

https://www.youtube.com/watch?v=bfwJWXW6HK4

И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремотаУже ведет меня в твои сады,Где, каждого пугаясь поворота,

В беспамятстве ищу твои следы.

Войду ли я под свод преображенный,Твоей рукою в небо превращенный,

Чтоб остудился мой постылый жар?..

Там стану я блаженною навекиИ, раскаленные смежая веки,

Там снова обрету я слезный дар.

Анна Ахматова

*****

Исчезает время и пространство,Когда я кисть держу в руке.Все нити мирозданья, извиваясь в танце,Сошлись на загрунтованном холсте.Во все миры открылись двери.Лечу сквозь них на взгляде острия.Диковинные небеса, растенья, звериВо всех слоях и точках бытияЯ вижу, проницая бесконечностьЧужих пространств, в которых, как и мы,Идут по жизни и уходят в вечностьПод светом солнц других

Создания немыслимой Земли.

Андреева Г.

*****

На кисть художника я променял бы лиру,Чтоб Вас запечатлеть хотя б единый разИ передать, как дар векам, потомству, миру —

Цвет Вашего лица, блеск тёмно-синих глаз.

Избороздив моря, изгибы рек и сушу,Вобрав в зрачки свои, как влагу, тень и свет,Простому полотну я отдал бы всю душу

И, о себе забыв, писал бы Ваш портрет.

Пред ним склонились бы — и кипарис и ели,Им любовались бы созвездья до утра,И на его черты завистливо глядели

Непревзойдённые в искусстве мастера.

Но зависть мучила б ещё сильней смотрящихК тем, кто когда-нибудь хотя б коснулся Вас.К тем, кто при жизни видел свет горящих,

Неповторимых тёмно-синих глаз.

Рюрик Ивнев

*****

Бог создал мир из ничего.Учись, художник, у него, —И если твой талант крупица,Соделай с нею чудеса,Взрасти безмерные лесаИ сам, как сказочная птица,Умчись высоко в небеса,Где светит вольная зарница,Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

Константин Бальмонт

*****

Был и я художником когда-то,Хоть поверить в это трудновато.Покупал, не чуя в них души,Кисти, краски и карандаши.Баночка с водою. Лист бумажный.

Оживляю краску кистью влажной,И на лист ложится полоса,Отделив от моря небеса.Рисовал я тигров полосатых,Рисовал пиратов волосатых.Труб без дыма, пушек без огняНе было в то время у меня.Корабли дымят.

Стреляют танки…Всё мутней, мутней водица в банке.Не могу припомнить я, когда

Выплеснул ту воду навсегда.

Валентин Берестов

*****

Он верил в свой череп.Верил.Ему кричали:«Нелепо!»Но падали стены.Череп,

Оказывается, был крепок.

Он думал:За стенами чисто.Он думал,Что дальше — просто.… Он спасся от самоубийстваСкверными папиросами.И начал бродить по сёлам,По шляхам,Жёлтым и длинным;Он писал для костёловИуду и Магдалину.

И это было искусство.

А после, в дорожной пылиЕгоЧумаки сивоусыеКак надо похоронили.Молитвы над ним не читались,Так,Забросали глиной…Но на земле остались

Иуды и Магдалины!

Иосиф Бродский

*****

Совсем не тот таинственный художник,Избороздивший Гофмановы сны, —Из той далёкой и чужой весны

Мне чудится смиренный подорожник.

Он всюду рос, им город зеленел,Он украшал широкие ступени,И с факелом свободных песнопений

Психея возвращалась в мой придел.

А в глубине четвёртого двораПод деревом плясала детвора

В восторге от шарманки одноногой,

И била жизнь во все колокола…А бешеная кровь меня к тебе вела

Суждённой всем, единственной дорогой.

Анна Ахматова

*****

Размазан небосвод небрежно кистью.Дорога в бесконечность пролегла.Сентябрь торопливо красит листья,

Закрашивая тени от тепла.

Небрежный и рассеянный художникНаносит беспорядочно мазки,И краску не смывает даже дождик —

Унылый спутник зябнущей тоски.

И сотни неудачных зарисовокС бесстрастием швыряется к ногам,А ветер, туго свитый из верёвок,

Испуганно их прячет по углам.

Потерян счёт испорченным наброскам,Художник впал в немое забытьё.Кострами подымил, как папироской,

А после снова взялся за своё.

И получилась славная картина:Пятнистый лес, дорога, небосвод,Тоска и дождь — всё слилось воедино.

Картина дышит осенью… живёт.

*****

Винсент ван Гог

Твои неумолимые глазаПрозрели все безбрежности момента.Попытку дерзкого экспериментаВенчали золото и бирюза.Но станет кровью ясная слеза,Завязанная разовьется лента.Борьба неимоверного Винцента,Над нами ты нависшая гроза.Перегоревший красочностью гений,Ты зарево нездешних достижений,Небывшее замысливший Ван-Гог.Самоубийца будет верен часу,Но встретит на лице твоем гримасу

Тобой владевший сумасшедший бог.

Алексей Сидоров

*****

Рубенс

Художник пишет. Властная рукаВселенную окутывает дымом.Круговоротом невообразимымСвивайся, красок яркая река.Недаром твой патрон, святой Лука,Сжигаемый огнем неугасимым,Божественным, животным херувимомТы нам рисуешься издалека.Ты возлюбил тщету земного тлена,Твоя полуодетая ЕленаВластительнее райских королев.Тебе ли правила писал Ветрувий?О Рубенс, огнедышащий Везувий,

Великолепный белокурый лев!

Сидоров Алексей

*****

Альбрехт Дюрер

Пытливым и чудотворящим взоромНе ты ли обыденность опроверг,Еще средневековый старовер,Грядущим опьяненный кругозором?Оглянешься внимательным дозоромВ какой-нибудь Вальпургиев четверг,И твой обыкновенный НюренбергОкажется загадочным узором.Единой волей ряд фигур и числЭзотерический получит смысл,Преображенный в мастерской гравюре.Работай же, Святой Иероним,Суровый ангел меланхолий Дюрер,

Апостолами четырьмя храним.

Сидоров Алексей

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-xudozhnike-xudozhnikax/

Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах

Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах

Редакция Реч#порта попросила художников-участников выставки EXPERIENCES:Praeparatio ответить на вопрос, что такое искусство вообще и современное искусство в частности, и оценить качество художественной среды в Новосибирске. Издание опубликовало прямую речь художницы Татьяны Буковой, а GlobalSib.com решил помочь распространению этого неожиданного для сибирской арт-среды критического материала. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Татьяна Букова, «Герои»

О сибирском современном искусстве

Нужно ли участвовать в художественной жизни Новосибирска, в которой бесталанность и лень правят бал? Написать три буквы на картоне, нарисовать черный квадрат на листке в блокноте, и сделать выставку — вот секрет успеха современного сибирского художника. Подобные выставки есть ни что иное, как обман, новое платье голого короля. Что вы хотели сказать зрителю? Интересны ли ваши произведения кому-то, кроме близких друзей?

Можно вспомнить замечательные старые работы арт-группы «Синие Носы»: « на коленке», произведения в жанре arte povera, бедного искусства без финансовых затрат. Тогда в них были остроумие, злободневность сюжетов, легкость восприятия и претворение собственной жизни художника в некий арт-продукт.

А сейчас всë сибирское концептуальное искусство свелось к выставкам для галочки, которые директор-Мизин проводит, чтобы отчитаться перед начальством. Некогда хорошие художники, Вячеслав Мизин и Евгений Иванов, превратились в чиновников, получили власть, которой можно злоупотреблять, будучи под защитой высших инстанций.

Они стали теми, кого сами высмеивали и осуждали в своих произведениях десять лет назад. Но самое грустное — это артель резиновых художников, слабенькие концепции выставок для которых придумывает Мизин. Художник-статист вроде бы существует, о нем пишут статьи и даже показывают по телевидению. Но ничего «своего» в искусстве у такого персонажа нет.

Эти художники настолько безликие, что их можно заменить случайным набором из других молодых людей.

В современном искусстве, на изобразительную составляющую и качество исполнения допустимо обращать меньше внимания, нежели на идею произведения. Но что происходит теперь в нашем сибирском искусстве? Нет ни концепции, ни интересного визуального ряда. Условно говоря, постоянно повторяющийся чëрный квадрат. Актуальным чëрный квадрат был в прошлом веке.

То же можно сказать и о многочисленных неряшливо написанных портретах уже давно отошедших в мир иной политиков и прочих известных личностей, которых принято считать неотъемлемыми составляющими современного искусства. Современного кому? Пятидесятилетнему Мизину? Допустим.

Но откуда же вдруг взялись эти медийные фигуры на полотнах двадцатилетних художников? Рассмотрим наглядный пример.

Выставка «Новые сибирские художники против авангарда», галерея СОМА, осень 2015

Взрослый мужчина Дмитрий Булныгин, интересующийся политикой, и в прошлом «Синий нос», делает серию работ про сооружения, похожие на соборы и мечети (Дмитрий Булныгин. «Новые работы», Новосибирск, СЦСИ, 2013. Серия работ называлась «Храмы», но в СЦСИ испугались выставлять их с таким названием — прим. редакции).

Он собирает эти объекты из игрушечных кубиков своего ребëнка и всего, что нашлось в доме, например, свежих овощей, фотографирует с хорошим светом. Это органично.

Рождается целая философия искусства, созданного из жизненного опыта художника, трогательная тема отцовства и семьи… Но когда молодая женщина Наташа Юдина создаëт выставку «Мой Кремль» (Томск, ГЦСИ, 2014) из кубиков, напечатанных на 3D-принтере, или делает выставку «Триипостасный свитер» (Томск, ГЦСИ, 2015) с вязаными портретами Путина и Гагарина — это фальшь! Образ и поведение художницы не соответствуют ее произведениям. Политика Наташу явно не интересует. Она родилась гораздо позже того поколения, для которого Гагарин что-то значил. Инстаграм, посиделки в кафе, клубы, шопинг, наращивание ногтей — вот ее темы. В свободное от воплощения творческих идей Мизина время девушка пишет картины с нижним бельем, покоящимся на утонченно смятых простынях, вяжет чехлы для фортепиано.

Всë очень просто. Художник хочет участвовать в выставках, а Мизин диктует, что рисовать. Самостоятельных авторов со своими концепциями проектов Мизин до выставки не допускает.

Разве что, если художник девушка, Вячеслав Юрьевич может предложить персональный вернисаж за секс, не знаю, в шутку или всерьез.

Такая монополия на современное искусство крайне губительна для слабой арт-среды в регионе.

Давайте рассмотрим подробнее надувательский проект «Сибирский Иронический Концептуализм». Что он из себя представляет? Объединение художников, избравших темой свою принадлежность к Сибири и эксплуатирующих устоявшиеся образы и штампы типа снежинок, валенок, сибирских лагерей и, как ни странно, Ленина с Гагариным.

Всë это вместе принято считать актуальным искусством. Существуют три кита: арт-группа «Синие носы», Дамир Муратов и Василий Слонов. При всëм уважении к авторам можно отметить: особого таланта к рисованию в академическом плане или желания делать масштабные и интересные проекты у них нет.

Они долгие годы создавали свои работы на остроумии и актуальности. Но интерес общественности ослаб. Настало время, когда им потребовалось что-то, способное вернуть зрителей на их выставки. Тогда и придумали «сибирский иронический концептуализм».

Собрали друзей, заманили сначала глянцевым каталогом «Соединенных Штатов Сибири», а затем и выставкой в Риге («На волне») Подробно рассказали, кому что рисовать. Автору этого текста Мизин предлагал писать портреты политиков или полководцев, которые из–за моего отказа впоследствии исполнил Сергей Беспамятных.

Самостоятельно придумавших и сделавших свои работы для рижской выставки было всего несколько человек, в основном фотографы, и я в том числе. Безусловно, хорошо, что я участвовала в рижском вернисаже. Но, опираясь на фотографии, могу сказать, что мой проект «Русская девушка» был выставлен под брендом «Синих носов».

И это происходит не в первый раз. На выставке «Художественное Хозяйство» в Санкт-Петербурге было то же самое. Кроме того, я участвовала в выставке, приуроченной к открытию Сибирского Центра Современного Искусства. Особой радости от этого испытать не удалось, так как Мизин выставил мои работы без подписи, возле своих.

Когда я распечатала подписи к работам и прикрепила их к фотографиям, подписи он тут же сорвал. На видеосюжетах из новостей есть мои работы, но моë имя ни в афише, ни в буклетах, ни в одном репортаже не указывается.

Татьяна Букова, «Русская девушка»

Художественная среда в Новосибирске

По сути, это мышиная возня. Все одинаково серые. Существуют отдельные единицы, разбросанные по выставочным площадкам, и последователи «сибирского иронического концептуализма». Молодые авторы идут за голым королëм Мизиным, который сам ничего не умеет и подает дурной пример создания произведений на политико-сортирные темы.

Существует проблема безликости сибирского молодого художника. Что ему нравится и интересно? Зачастую его лента в соцсети может сказать о его вкусах и интересах больше, чем все его произведения.

Мизин собрал артель из не имеющих своего мнения художников, которые готовы из года в год забесплатно кривенько рисовать портреты политиков, снежинки, валенки, ватники, медведей и прочее «сибирское». Этими работами заполняют пустое пространство на выставках «Синих Носов», Муратова и Слонова.

Базируются художники-статисты в подвале на Димитрова, не имея на эти мастерские никакого права: помещения получены от государства только для членов Союза Фотохудожников России.

Из достоинств художественной среды Новосибирска можно назвать то, что любой художник может выставляться. Есть много платных площадок, да и в государственные выставочные залы принимают практически всë. Границы между профессиональным и любительским искусством практически не стало.

Но из–за того, что любые работы принимают на выставки, многие авторы не хотят делать по-настоящему интересные, масштабные произведения. Престижные выставки делаются без выставкома, организуются только для друзей куратора.

Причем зачастую это и не художники, а, скажем, бизнесмены (например, на выставке «На Волне» в Риге был показан объект арт-менеджера Игоря Антропова). Об открытии выставок не сообщается заранее по телевидению или радио. У простого горожанина нет информации о предстоящих событиях.

Создается впечатление, что выставки проводятся только для себя.

Моя карьера у Вячеслава Мизина закончилась, когда я отказалась делать выставку «Нечисть» в СЦСИ, придуманную им, — с фигурками «Синих Носов» в унитазах. Почему я должна была подписывать свое имя под таким бредом? Участие на выставках современного искусства перестало быть интересным лично для меня. Престижа от участия в выставках нет.

Делать несколько недель скульптуру, а потом выставлять ее рядом с почеркушками шариковой ручкой? Чувствовать себя клоуном, который 10 лет развлекает множество людей? Могу примерно процитировать мое старое видео: «Я уже состоявшийся художник. Мне больше не нужно рисовать, делать фото или участвовать в выставках».

Я не измеряю искусство по шкале актуальности, просто делаю то, что на данный момент мне интересно.

Искусство — это трансляция происходящего с художником и окружающим миром через призму его творческого восприятия. А современное искусство — это возможность для автора быть художником, не прилагая усилий. Но художник — творец, а не выпуск новостей, показывающий всë подряд, лишь бы казалось актуальным.

_______________________________________________________

Татьяна Букова родилась в 1985 году в Новосибирске. Окончила художественную школу с красным дипломом, училась в Новосибирском государственном художественном училище. С 17 лет работала дизайнером и художником-оформителем.

Затем получила специальность видео-оператора в Новосибирском государственном техническом университете и на ГТРК-Новосибирск. Работала видеооператором в студии документальных фильмов «Кана». За работу с детьми, обучение детей фото и видео-делуполучила диплом «За творческий вклад в развитие детского телевидения».

На еë счету множество документальных фильмов и видео-сюжетов, а также работа над короткометражным игровым фильмом «Одноразовая вечность». Работает во многих жанрах: фото, видео, живопись, инсталляция, скульптура, керамика, авторская кукла, резьба по дереву кукол-марионеток, лэнд-арт.

С 2006 года активно участвует в художественной жизни города, в фестивалях, выставках и других мероприятиях.

Источник: https://globalsib.com/o-golom-korole-i-hudozhnikah-statistah/

Мудборд: Таня Пёникер, художница

Татьяна Букова: О голом короле и художниках-статистах
НаписалАнна Савина2 мая 2012

«С одной стороны, мне нравится все чистое и непорочное, с другой — жестокое и отвратительное»

В постоянной рубрике Look At Me «Мудборд» наши герои раскрывают источники своего вдохновения и делятся тем, что волнует их прямо сейчас. Героиня рубрики «Мудборд» сегодня — художница Таня Пёникер.

Таня Пёникер

На протяжении всей своей жизни помню себя все время рисующей. Думаю, к этому в какой-то мере располагала творческая обстановка, царившая в моей семье.

Мой дедушка — художник, бабушка — искусствовед и журналист, мама — актриса и балерина, папа — сказочный придурок.

Вдохновение я черпаю во всем, что меня окружает, но зачастую мое вдохновение имеет имя, фамилию и возраст — я говорю о людях.

Я всегда ставлю перед собой задачу максимально правдиво и натуралистично выплеснуть все свои эмоции и чувства, обнажить самые больные места. Внутри меня уже восемнадцать лет разворачивается мучительная война из-за моей природной противоречивости: с одной стороны, мне нравится все чистое и непорочное, с другой — жестокое и отвратительное.

Город, в котором я родилась, в котором я живу и за пределы которого почти никогда не выезжала. Чувствую особенный запах по весне из детства, особенную атмосферу.

Это настоящий город противоречий, в котором есть современные небоскребы и сталинские высотки, вопиющее нищенство и чрезмерное богатство. Москва слезам не верит, но многие здесь плачут.

Мне вообще нравится Россия и все русское, хотя по происхождению я немка. Я не поддерживаю желание многих «свалить» и все еще наивно верю в гоголевскую птицу-тройку.

 

Я фанатка всего мужского. Когда была помладше, даже мечтала быть мальчиком, возилась с ними в песочнице — мне нравились все эти «грязные» мальчишечьи делишки. Правда, потом поняла, насколько выгодно быть женщиной в мире, которым правят мужчины. Мечтаю, что когда-нибудь я и сама смогу создать и воспитать настоящего мужчину, а может, и не одного.

Тяга к плохим парням и девчонкам у меня с детства. Харизматичные диснеевские злодеи привлекали меня намного сильнее, чем однообразные миловидные принцессы.

Женский идеал, которому хочется подражать. Это особый женский тип, который привлекает мужчин своей противоречивой стервозностью: конфетная с виду девчонка, ангелочек, а внутри — настоящий зверь, чудовище, играющее чужими чувствами. Кажется, что сама она ничего при этом не испытывает, совесть ее вовсе не тревожит. Не знаю, так ли это в действительности.

Люблю изучать все вопросы очень досконально. Мне интересен не только внешний вид, но и внутреннее строение людей и животных. Мои картины — это что-то вроде лаборатории, в которой я экспериментирую над человеческими и животными телами: совмещаю кости в неправильной последовательности, изменяю пропорции.

Существует предположение, что эти существа прибыли на Землю с другой планеты. Смотря на некоторых насекомых, в это просто поверить: инопланетяне, не иначе!

Мне кажется, у художника не должно быть привязанности к какому-то одному цвету. Он должен видеть красоту всех цветов и сочетаний. Мне нравятся «богатые» индийские цвета: ярко-розовый, насыщенный зеленый. Еще люблю естественные цвета. Во всем, что создала природа, есть гармония.

Очень люблю дневной свет — он белый, вечный. Каждый художник изображает свет по-разному: мне очень нравятся «пульсирующие воронки» Ван Гога. На моих картинах обычно точечный свет — только вспышки, напоминающие неоновые огни ночного города.


Они очень притягательны, хотя являются воплощением пошлости, цинизма, тупости — воплощением сегодняшнего общества. Не зря ведь многие комментируют их не иначе как: «Жизненно!». Мемы существуют в интернете, где все дозволено.

Это такой неконтролируемый ответ на любые политические и культурные события. Каждое неудачное высказывание или действие политика отражено в меме: например, сейчас популярны картинки с плачущим от умиления Путиным и с кричащим (в очередной раз) Жириновским.

 В мемах я нахожу мое любимое совмещение несовместимого: например, милый маленький котеночек делает нам непристойное предложение.

Маленькие щеночки, выдрята, совята — идеальные, не испорченные жизнью создания.

В детстве у меня была очень красивая сиамская кошка, с которой я играла. Она мужественно терпела любые нападки с моей стороны, словно делала скидку на мой юный возраст. Я ее просто обожала! С одной стороны, кошки милые и пушистые, с другой — в них есть что-то от ведьм, какая-то скрытая магия.


Мне нравится роскошь, потому что над любым предметом роскоши работают талантливые, творческие люди, с фантазией, чувством стиля. А кому не нравится окружать себя красивыми дорогими вещами? Стоит просто посмотреть на «жигули» и на мой розовый «кадиллак»!

Работы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани ПёникерРаботы Тани Пёнике

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-other/165311-mudbord-tanya-pyoniker-hudozhnitsa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.