Профстандарты для педагогов в 2019 году

Содержание

Как внедрить профстандарты в 2019 году

Профстандарты для педагогов в 2019 году

До 2020 года школе нужно ввести в действие как минимум три профстандарта. Сделать это вас обязывает постановление Правительства от 27.06.2016 № 584.

Какие профстандарты применить в вашей школе

Среди профстандартов есть те, которые нужно ввести до 1 января 2020 года. Они регламентируют требования к педагогическим работникам. Но один из них – профстандарт «Педагог» может измениться.

Профстандарты для непедагогических работников вводить не обязательно. Если вы все-таки их примите, то сможете установить требования к кандидатам и разработать должностные инструкции. Чтобы определиться, какие профстандарты для каких должностей вы будете вводить в школе, воспользуйтесь таблицей  «Какие профстандарты вводить в школе»

Вопрос. Вводить ли профстандарт «Педагог», если его хотят изменить?

Вы можете отложить применение профстандарта, но тогда вы рискуете не успеть ввести его до 1 января 2020 года. А постановление Правительства, которое обязывает вас это сделать, пока не отменили.

Минпросвещения разделит профстандарт педагога на два − «Учитель» и «Педагог дошкольного образования (воспитатель)». Проекты новых профстандартов уже разработали. Стандарт для учителей расширят, чтобы использовать его в единой модели аттестации педагогов. Также с его помощью внедрят новые педагогические должности, которые будут отличаться степенью ответственности и сложностью работ.

Когда профстандарт изменят и успеют ли это сделать до 2020 года, не ясно. Поэтому вы можете начать работу по его введению, чтобы выполнить указание Правительства вовремя.

Как перейти на профстандарты

Школы должны ввести профстандарты в действие до 2020 года, поэтому не откладывайте. После того как по таблице вы определитесь, какие профстандарты будете вводить, пройдите еще четыре шага, чтобы успеть вовремя.

Шаг 1. Утвердите план перехода на работу по профстандартам

Чтобы разработать план перехода, издайте приказ, в котором определите состав рабочей группы.  Пропишите в нем, что ее участники должны подготовить план. Затем утвердите его отдельным приказом.

Проверьте, содержит ли план обязательные мероприятия. Чтобы перейти на профстандарты, школе нужно внести изменения в локальные акты, ознакомить с ними работников и организовать обучение педагогов.

Скачать образец приказа «О создании рабочей группы по организации применения профессиональных стандартов применения профессиональных стандартов»

Скачать план мероприятий по применению профессиональных стандартов

Скачать образец приказа «Об утверждении плана мероприятий»

Шаг 2. Ознакомьте работников с планом перехода на профстандарты и текстами профстандартов

Вы обязаны обеспечить свободный доступ работников к текстам профстандартов, которые будете вводить. Для этого разместите их на информационных стендах и на официальном сайте школы. Также проведите общее собрание работников, чтобы рассказать им об изменениях и плане перехода.

Шаг 3. Организуйте обучение

Поручите специалисту по кадрам и заместителю директора по УВР изучить положения профстандартов. Затем они сообщат вам, нужно ли повышать квалификацию работников, чтобы они соответствовали их требованиям. После этого вы сможете выбрать курсы повышения квалификации и составить список работников, которые должны их пройти.

Институт новых технологий в образовании предлагает дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в короткие сроки по выгодной цене.

До 15 июня действуют скидки до 70 % на программы обучения! Успейте обучить сотрудников вашей образовательной организации за лето и продолжайте вводить профстандарт.

Шаг 4. Внесите изменения в документы

Если наименование должности, которое вы используете, не соответствует профстандарту, вам нужно внести изменения во все школьные документы, где ее упомянули. В первую очередь придется изменить штатное расписание, трудовые договоры и должностные инструкции.

Должностные инструкции придется обновить и требованиями, которые вводятся по профстандарту.

Полный список документов, в которые необходимо внести изменения, и как их нужно дополнить смотрите ниже в таблице «Какие документы нужно изменить, когда вводите профстандарты»

Обязательно ознакомьте работников под подпись с локальными актами в новой редакции. Чтобы внести изменения в трудовые договоры, подпишите с работниками соглашения об этом.

В каких повседневных ситуациях использовать профстандарты

Когда школа перейдет на профстандарты, перемены коснутся и ее повседневной работы. Например, применять профстандарты придется, когда вы будете принимать сотрудников на работу или захотите оценить уровень их квалификации.

Если подбираете персонал

Вы вправе отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует требованиям профстандарта, но не обязаны этого делать. Если вам трудно найти специалиста с нужным уровнем квалификации, вы можете организовать обучение уже в школе.

Когда формируете штатное расписание

Когда составляете штатное расписание, используйте формулировки профстандарта, чтобы определить наименование должностей (абз. 3 ч. 2 ТК).

Такое соответствие сохранит льготы и компенсации, которые вправе получать работники. Например, закон предусматривает льготы для директора школы, его заместителей, педагогов школ (ст. 331, 351.1 ТК, ст.

 47, 51, 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если хотите организовать аттестацию и направить на обучение

Теперь, чтобы провести аттестацию, вы должны учитывать требования профстандартов.

Для того, чтобы сотрудники вашей образовательной организации успешно сдали аттестацию им необходимо пройти обучение. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации Института новых технологий в образовании соответствуют новым профстандартам и доступны в любое удобное время и месте. В июне действуют выгодные предложения на обучение.

Вопрос. Можно ли по результатам аттестации уволить работника?

Да, вы вправе уволить работников, если они не соответствуют занимаемой должности по результатам аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК). Но делать это рискованно.

Если работник оспорит увольнение в суде, он, скорее всего, выиграет. Это подтверждает судебная практика. Так, Конституционный суд признал незаконным увольнение опытного педагога за то, что у него нет диплома (постановление Конституционного суда от 14.11.2018 № 41-П). Минпросвещения уже готовит законопроект, который запрещает подобные увольнения.

На заметку

Над новым профстандартом для учителей работает ассоциация «Педагог XXI века». Профстандарт «Воспитатель» готовят эксперты Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Организуйте для педагогов, которые не соответствуют требованиям профстандарта, обучение на курсах повышения квалификации. Проверьте, чтобы образовательные программы учитывали действующие профстандарты.

Если педагог откажется пройти обучение, то вы будете вправе применить к нему дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения. В этом случае увольнять работника нужно не за то, что он не соответствует занимаемой должности. Увольняйте его за то, что он нарушил правила заключения трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК).

Когда разрабатываете должностные инструкции

Используйте положения профстандарта, чтобы описать в должностной инструкции содержание и объем должностных обязанностей. Также пропишите в ней квалификационные требования, которые предъявляете к должности.

Должностная инструкция должна полностью соответствовать профстандарту только в части требований к квалификации. Из остальных требований можно выбрать те, которые актуальны для вашей школы (п. 9 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253).

Например, можно распределить трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями и самостоятельно определить содержание и объем работы. Чтобы изменить должностную инструкцию, надо получить письменное согласие работника.

Специальные предложения:

1. Конструктор индивидуальной траектории обучения. Выбирайте профессиональные компетенции сами и получайте повышенную скидку.

2. Уникальное предложение для граждан предпенсионного возраста. Подробнее по ссылке.

3. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышение квалификации от 3 дней.

5. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске – дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/kak-vnedrit-profstandarty-v-2019-godu

Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2019 года (профстандарты) – дополнительного оразования, высшего, школы, доу

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2019 года внесут множество изменений в работу образовательных учреждений и их сотрудников. Новые способы оценки профпригодности, расширение списка обязанностей учителей и изменение вектора развития всей системы – лишь малая доля аспектов, которые стоит учитывать педагогам.

Что это такое

Педагоги – одни из тех, кто формирует состояние будущего общества: именно на их плечах лежит формирование из подрастающих личностей тех, за счет кого будет развиваться государство. Именно поэтому любая страна выражает крайнюю озабоченность вопросами качества образования, что выливается в огромное количество норм и правил для учителей.

Но если до недавнего времени педагоги в нашем государстве руководствовались лишь должностными инструкциями, то с прошлого года была введена новая норма – профессиональный стандарт.

Такой подход уже имел место в частных компаниях и для присвоения уровней квалификации (разрядов) ряду специалистов. Теперь таким же образом будет оцениваться и профессиональная пригодность педагогов и воспитателей.

Идея введения и тестирование

Уже спустя год после создания федерального закона о присвоении определенным категориям работников профессиональных стандартов появилась идея применить эту же концепцию для повышения качества образования.

В 2013 году был создан первый проект закона, в котором авторы попытались разработать процедуру объективной оценки педагогов. За основу были взяты:

  • личностные качества работника сферы образования;
  • профессиональная готовность;
  • спектр применяемых методов в преподавании.

В результате в том же году Министерство труда издало приказ, утверждающий необходимость создания профстандартов. Это значило, что процесс принял необратимый характер и идея с оценкой профессиональных качеств педагога будет воплощена.

Изначально планировалось опробовать методику в ряде передовых учебных заведений, а в 2015-м запустить во всех школ и вузов. Тем не менее, процесс затянулся и дату официального утверждения профессиональных стандартов для педагогов перенесли на начало 2019 года.

По заявлениям законодателей такой подход показал себя с наилучшей стороны: в исследованиях его влияния на качество обучения были задействованы почти полсотни учебных заведений.

Улучшение было замечено сразу по нескольким ключевым параметрам:

  • условия труда педагогов;
  • средний уровень знаний учащихся;
  • результаты сдачи промежуточных контрольных тестов и ЕГЭ.

Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2019 года обязывают каждого работника сферы образования подтвердить свою профпригодность в соответствии с утвержденной процедурой и существенно переработать подход к обучению на основании вышеупомянутых стандартов.

На данный момент приказ Министерства труда уже имеет юридическую силу и активно распространяется среди руководителей учебных заведений всех уровней. Последние обязаны ознакомить педагогов со стандартами и создать условия для их внедрения в своих учреждениях.

Скачать полный текст официального документа «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» можно здесь.

Структура

Разработка и создание профессиональных стандартов для работников сферы образования проводилось основываясь на множестве точек зрения. Для работы над этим проектом были подключены не только действующие педагоги, но и эксперты в области детской психологии и проводившие статистические исследования ученые.

Группа специалистов пришла к выводы, что современный педагог для поддержания высокого уровня образования должен быть:

  • компетентным;
  • образованным;
  • эрудированным;
  • умеющим приспосабливаться к изменениям;
  • прогрессивным.

Большой акцент рабочая группа, разрабатывавшая профстандарты, делала на универсализацию системы для учеников с разным уровнем развития способностей.

По задумке авторов концепции немалую роль в этом играет и построение доверительных отношений между педагогом и его подопечным.

Это позволит получить максимально четкое представление о способностях ученика, уровне его развития и применить эти знания.

Также профстандарты призваны дать учителям некий эталон поведения в процессе выполнения собственных обязанностей. По замыслу специалистов современный педагог должен стать примером для подрастающего поколения и взять на себя больше ответственности за его дальнейшее развитие.

Профессиональные стандарты внедряют тестирование учителей по трем ключевым параметрам, которые определяют качество обучения в современных учебных заведениях: 

  1. Построение процесса обучения.
  2. Воспитание учеников.
  3. Развитие у них определенных навыков и умений.

Если рассмотреть ситуацию более детально, то от учителя требуются:

  • безукоризненное знание и понимание преподаваемой дисциплины;
  • умение применять большой спектр методик для эффективной подачи знаний учащимся;
  • владение методическими техниками, позволяющими находить индивидуальный подход к каждому из подопечных.

Но особого внимания заслуживает именно последний пункт, ведь в соответствии с ним функции педагога существенно расширяются. Предполагается, что каждый учитель в той или иной мере должен взять на себя роль авторитета и помочь учащемуся в решении его проблем, даже если те касаются процесса обучения лишь косвенно.

Фактически, работники сферы образования разделят между собой функции психологов и дефектологов, существенное сокращение которых началось еще в конце прошлого года.

Воспринимать профессиональные стандарты как повышение ответственности без видимых положительных сторон не стоит. За счет оптимизации штата сотрудников с узкой специализацией (логопедов, дефектологов и т.п.) и сохранения бюджетных ассигнований на образование прогнозируется значительное повышение заработной платы каждого из сотрудников.

Успехи учителей в подтверждении своей компетентности также будут влиять на итоговый размер их заработной платы, на что прозрачно намекали все без исключения авторы инициативы.

Для чего нужны Профстандарты

Огромные усилия по разработке и внедрению системы профстандартов в образовательные учреждения предполагает существенный рост качества образования:

  1. Повсеместный контроль основных сторон педагогической деятельности (образованности, инициативности, внимания к подопечным) даст возможность исключить из системы образования кадры, не соответствующие целям государственной политики в отношении образования.
  2. Помимо всего прочего большой упор делается на повышение гибкости системы, которая может быстро видоизменяться за счет внедрения новых технологий и стремительного развития технических средств. В число обязанностей учителя теперь войдет не только преподавание предмета, но и умение быстро перестраиваться, адаптируясь к реалиям окружающего мира.
  3. На практике внедрение профстандартов делает работников сферы образования более универсальными, а также поощряет кадры с ярко выраженным стремлением к совершенствованию своих навыков.
  4. Одним из приоритетов инициативы является поощрение самообразования как у учащихся, так и среди преподавателей. Радикальные изменения после вступления стандартов в силу не наступят, но заложат фундамент для глубокой реформы образования.

Новые задачи

В зависимости от знаний, умений и успехов педагога новые профессиональные стандарты предусматривают разделение на пять уровней компетенции. Каждый из них имеет свой перечень необходимых требований, а оценка каждого специалиста производится по почти двум десяткам параметров.

В качестве основных задач этой концепции:

  • повышение степени адаптации детей-инвалидов к социуму;
  • поддержка социально уязвимых учеников;
  • распознание и развитие талантливых детей.

Фактически, педагог обязан будет решать не только проблемы методологического характера, но и способствовать поддержанию устойчивого психологического состояния у учащихся.

В число новых задач, которые должно решить внедрение профстандартов, входит выполнение учителем роли социального терапевта, сотрудничая с представителями узкоспециализированных областей педагогики (логопедами, дефектологами и т. д.).

Ошибочно считать, что принимаемые профстандарты созданы для школы и касаются лишь учителей, работающих там. Требования распространяются для работников всех сфер: их дифференциация создана как для ДОУ и дополнительного образования, так и для высших учебных заведений.

Для каждого типа учебных заведений отдельно разрабатываются:

  • способы оценки;
  • должностная инструкция;
  • образцы трудовых договоров;
  • рекомендованные оклады для представителей того или иного уровня аккредитации;
  • инструкции по аттестации сотрудников.

Увеличится ли зарплата преподавателей

Соответствие профессиональным стандартам, подтвержденное официально по разработанной процедуре, позволит учителю получать значительно более высокий оклад – именно такое мнение неоднократно озвучивалось авторами инициативы.

Тем не менее, пока ни Министерство труда, ни Министерство образования официальных заявлений и цифр не озвучили.

Представители правительства РФ же неоднократно упоминали о существенном поднятии среднего оклада учителей, что наверняка взаимосвязано с внедрением профстандартов.

Проблемы внедрения

Существует сразу несколько тезисов, которые подвергают сомнению возможность безболезненно внедрить профстандарты в учебных заведениях:

  • низкий уровень материального обеспечения;
  • неприспособленность большинства школ к обучению детей с ограниченным возможностями;
  • малое количество работников с узкой специализацией (сурдопереводчиков, тьюторов, дефектологов и т. д.);
  • невысокий уровень подготовки и переподготовки педагогов;
  • низкий уровень обеспечения методическими материалами;
  • слабое взаимодействие между муниципальными органами и учителями на местах;
  • вероятное ухудшение обстановки в коллективе педагогов за счет разделения на должности с разными уровнями оклада и ответственности;
  • значительная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя;
  • отсутствие алгоритма профессиональной аттестации, позволяющего адекватно оценивать его успехи.

Мнение учителей

В течении двух лет, которые понадобились специалистам для сбора данных об эффективности профессиональных стандартов, было сделано множество выводов. И если авторы инициативы и все причастные к ее разработке хвалили идею и способы ее реализацию, то среди педагогов подобного единодушия не наблюдалось.

Большая часть критики касалась отсутствия надлежащей материальной базы и технических возможностей для развития специалиста и соответствия предложенным нормам. Также затрагивалась и огромная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя: ситуация, когда педагог работает на две ставки из-за недостатка средств на существование, не так уж и редко встречается в современных реалиях.

: Профессиональный стандарт 

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://masterurist.ru/professionalnye-standarty-dlja-pedagogov-s-1-janvarja-2017-goda/

Профстандарты для педагогов с 2019 года: введения новых правил

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Учитель считается некой путеводной звездой в жизни каждого человека, поскольку он дает необходимые знания и навыки.

Профессия ответственная, зачастую от нее зависит будущее ребенка, поэтому к педагогам выдвигаются особые требования. Профстандарты для педагогов в 2019 году включают ряд новых требований.

Чтобы подтвердить профпригодность, работникам сферы образования необходимо будет пройти аттестацию новой усовершенствованной формы.

От профессиональных навыков педагога, его внимательности к детям и использования методов подачи материала зависит будущее учеников, достижения поставленных целей и реализация личности. Проверка квалификации учителей является необходимой составляющей учебного процесса. Требования, выдвигаемые к педагогам, прописываются в профессиональном стандарте.

Преподаватель обязан не только следовать должностным инструкциям, но и обращать внимание на другие немаловажные аспекты. Уделять достаточно внимания развитию навыков и умений, расширять свои познания не только в сфере своего предмета, но и изучать иные дисциплины.

Поскольку документ имеет нормативно-правовую силу, он может применяться при подписании трудового договора, в качестве стимула для проведения обучения или повышения квалификации, создания новых схем оплаты труда и так далее.

Изначально новый профстандарт для учителей должен был вступить в силу с 1 января 2019 года, но недавно в СМИ появилась информация о том, что внедрение новых требований к педагогам перенесено на 1 сентября 2019 года. Причина кроется в том, что документ имеет немало «сырых» мест и недоработок, которые невозможно пока реализовать.

Изменение компетенций – это не прихоть, а насущная необходимость, уверены эксперты. Общество вступило в новую веху развития, где правят бал высокие технологии. Темпы созревания, обретения знаний и формирования навыков ускорились за счет глобальной информатизации общества. Чтобы учить современных детей, педагог должен постоянно работать над собой.

Сегодня недостаточно почувствовать призвание и получить соответствующее образование. Методики прошлого отходят на задний план, открывая дорогу новым формам подачи учебного материала. Наличие профессиональных стандартов позволяет превратить учителя в универсала, долг которого постоянно расширить рамки специализации и показать на собственном примере, что нет предела совершенству.

Основные тезисы и структура документа

Разработанные в Министерстве стандарты содержат перечень рекомендаций для преподавательского состава общеобразовательных учреждений и специалистов, ответственных за дошкольное образование будущих первоклашек. В 2019 году каждый из них может смело подтверждать квалификацию и проходит переподготовку.

Не пропустите:   Выпускной в Кремле 2019 — программа и фото

Педагогам, которые идут в ногу со временем, не стоит опасаться за свое призвание. От них потребуется все то, что и так стало неотъемлемой частью жизни и работы настоящего наставника и воспитателя:

  • высокий уровень образованности;
  • универсальность и мобильность;
  • прогрессивные взгляды и компетенции;
  • умение находить общий язык с детьми и учитывать их индивидуальные особенности.

Квалификация учителя в 2019 году будет оцениваться по трем стержневым критериям:

  1. Обучение
  2. Воспитание
  3. Развитие.

Разделы, посвященные первым двум, содержат указания, которые затрагивают профессиональную деятельность педагога: знание предмета, владение приемами передачи теоретических и практических основ дисциплины. Третье направление кардинально расширяет компетенцию специалиста. Математик получит возможность стать психологом, филолог – программистом и т.д.

Подтвердив квалификацию в смежной области, каждый специалист вправе рассчитывать на прибавку к заработной плате. Тот, кто готов повысить квалификацию уже в ближайшее время и желает ознакомиться с деталями положений, может скачать документ прямо сейчас.

Квалификационные уровни педагога в 2019 г

КатегорияТребования
Учитель
  1. Знание предмета
  2. Умение взаимодействовать с детьми
  3. Навыки общения с родителями
  4. Готовность совершенствоваться в профессии
Старший преподаватель
  1. Разработка индивидуальных методик обучения, воспитания и развития.
  2. Проектирование коррекционной работы
Ведущий педагог
  1. Разработка и внедрение образовательных программ.
  2. Координационная психолого-педагогическая деятельность.

Направления профессиональных стандартов для педагогов с 2019 года

Учитель должен соответствовать реалиям современного мира. За последние годы подход к учебному процессу сильно изменился, как и требования к работникам образования. Согласно новым профстандартам, педагог должен быть всесторонне развитым и работать одновременно в трех направлениях:

  1. Обучение. Подавать максимум необходимой информации детям, использовать понятные и интересные методы подачи, способствовать хорошему усвоению материала вне зависимости от особенностей ребенка (гиперактивный или с физическими отклонениями).
  2. Воспитание. Учить детей на собственном примере быть толерантным, воспитанным, внимательным к другим людям, приходить на помощь и так далее. В то же время учитель должен уметь найти подход к каждому ребенку вне зависимости от его возраста, социального статуса, умственных способностей и других характеристик.
  3. Развитие. Обучать детей применять полученные знания на практике, следить за психологическим и физическим развитием, оказывать помощь в случае необходимости.

Новые профстандарты подразумевают, что учитель будет всесторонне развитым человеком, который сможет найти взаимопонимание с детьми, суметь донести необходимую информацию и закрепить её в качестве применения на практике.

Новые требования к учителям

Профстандарты с 2019 года будут представлены документом с четкой структурой. В нем прописаны все требования, выдвигаемые к педагогам. Итак, чтобы человек мог учить детей, он должен обладать такими навыками и умениями:

  1. Быть специалистом в различных сферах, обладать широкой базой данных. К примеру, учитель математики должен быть еще и психологом или иметь познания в другом предмете.
  2. Уметь распознавать талант и задатки у ребенка и способствовать их развитию.
  3. Уметь находить общий язык с учениками различного возраста, пола, уровня образованности, финансового благополучия и так далее.
  4. Хорошо знать специфику работы с детьми, уметь работать с учениками с физическими ограничениями или другими особенностями.
  5. Создавать для детей комфортную и безопасную среду для обучения.
  6. Иметь познания в информационных технологиях, использовать их в учебном процессе.
  7. Знать об особенностях психологического и физического развития ребенка в определенном возрасте.
  8. Уметь налаживать контакт с родителями, совместно использовать педагогическо- психологические инструменты в обучающем процессе.
  9. Правильно планировать учебное время для наиболее рационального его использования.
  10. Быть внимательным и любящим по отношению к ученикам.

Не пропустите:   Каким будет размер МРОТ в 2019 году в России?

Список требований еще долго можно продолжать, но и из этого понятно, что педагогу предстоит больше, нежели просто обучать детей своему предмету.

Почему нововведения могут не начать работать?

Главным назначением профстандартов выступает определение квалификации учителя, его уровня знаний, личностных характеристик и иных важных аспектов работы с детьми. Но если разобраться, многие нововведения реализовать сейчас не удастся.

К примеру, согласно профессиональному стандарту учитель должен обладать знаниями и навыками в сфере информационных технологий. Кроме этого, он должен их использовать в учебном процессе, но главная проблема кроется в том, что во многих школах, особенно провинциальных, нет соответствующей технической базы.

Для реализации этого пункта документа требуются немалые финансы, которые из бюджета выделять никто не собирается.

Иной проблемой выступает нехватка кадров в школах. В результате учителя работают на две ставки. У них просто физически не будет хватать времени на изучение еще одной дисциплины, развитие навыков и знаний. Чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, педагог также должен обладать достаточным количеством времени.

Во многих школах, в частности это касается провинциальных городов, работают учителя без высшего специального образования, но профстандартом предусмотрено обязательно наличие диплома о получении педагогического образования. Остается непонятным, кто будет оплачивать второе образование таким работникам, или их просто будут увольнять.

Что грозит педагогам, не соответствующим профстандарту 2019 года?

В Интернете можно встретить высказывания о том, что педагогов, которые не соответствуют профессиональному стандарту, будут увольнять. Если результаты их аттестации будут оставлять лучшего, то им грозит увольнение, но так ли это на самом деле.

С юридической точки зрения уволить педагога за то, что не соответствует нормам нового документа нельзя. Его должны направить на повышение квалификации или обучение. Если человек отказывается от предложенных вариантов, ему обязаны предложить иную должность в заведении, в котором он работает.

Директоры школ озадачены тем, кем заменять педагогов, которые отправятся на повышении квалификации, ведь работников обычно и так не хватает. Правда, головная боль будет актуальна, если профессиональный стандарт вступит в силу. Многие работники сферы образования надеются, что чиновники прислушаются к ним и внесут в документ изменения.

Источник: https://god2018dog.ru/profstandarty-dlya-pedagogov-s-2018-goda-vvedeniya-novyx-pravil

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Профстандарты для педагогов в 2019 году

20 декабря 2016 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась Всероссийская конференция, на которой обсуждалось введение профессионального стандарта для педагогов.

Дискуссия получилась достаточно горячей, ведь выступающие предложили кардинально изменить формат оценки профессиональной деятельности учителей и напугали педагогов перспективой сдачи квалификационных экзаменов уже в 2019 году.

Что изменилось на сегодняшний день, и какими действительно буду профстандарты для сотрудников дошкольного образования, учителей-предметников и преподавателей высшей школы, начиная с 2019 года? Давайте разбираться.

Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень.

Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов.

В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2018 году.

На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

Особенности профессиональных стандартов для педагогов

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2019 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

КомпетентностьПояснения
1Глубоких знаний по предмету.Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.
2Базовых знаний в смежных областях и других предметах.Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.
3Компетентности в сфере IT-технологий.Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.
4Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп.Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять.Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.
5Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации.Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определенном документе. Тем же, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придется приспосабливаться и учится работать по-новому, реализуя тройственную структуру:

  1. эффективное обучение;
  2. воспитание уверенной в себе и способной принимать решения личности;
  3. всестороннее развитие.

Как будет работать новый профстандарт?

Требования ясны и давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию «учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 11 класса во всех регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных районах может существенно отличаться.

С целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона его трудовой деятельности, к 2019 году будут разработаны единые стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится сдача экзамена. НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя вопросы из трех направлений:

  1. предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);
  2. педагогика;
  3. психология.

Уже представлены проекты таких тестов для сотрудников дошкольных учреждений, учителей младшей школы и предметников, психологов и дефектологов, завучей и директоров, а также других участников образовательного процесса.

Уже с 1 января 2019 года, когда и начнет действовать новый профстандарт, учителя получат ряд дополнительных возможностей для личностного и карьерного роста, а именно:

  • активный учитель, дающий высокие результаты, больше не должен будет ждать 5 лет для очередной аттестации;
  • доказав высокий уровень, любой молодой специалист сможет получить соответствующую категорию (можно будет «перепрыгивать» сразу на 1 или со 2 на высшую);
  • перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.

Минусы грядущей реформы

Если все так радужно, то почему многие учителя не в восторге от нововведения?

Новые профстандарты, которые Правительство планирует ввести для педагогов в грядущем 2019 году, могут поднять на поверхность такие непростые вопросы:

  • Что делать с учителями, которые не смогут подтвердить свою квалификацию?
  • Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим» экзамены?
  • Кем заменить тех, кто не пройдет аттестацию или решит уйти из образования, испугавшись новых требований?

На сегодняшний день вопросов остается достаточно много.

Хотя создатели новых стандартов и уверяют, что никаких массовых увольнений не произойдет, а возможность повысить свой уровень будет предоставлена каждому желающему, неопределенность пугает.

Только время покажет, будет ли новый стандарт прорывом, способным поднять уровень преподавания и престижность профессии или большой головной болью для небольших школ, у которых и сегодня немало кадровых проблем.

Источник: https://2019-god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2019-godu

Профессиональный стандарт педагога в 2019 году

Профстандарты для педагогов в 2019 году
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2020 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатов
Руководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения
    с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости
    от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя.

    Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.

  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным
    в профстандарте.
  5. Недостаток кадров.

    Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию,
но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: http://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2019

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.