Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Содержание

Индекс-дефлятор на 2019 год: Минэкономразвития утвердило показатели

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Индекс цен и индекс-дефлятор — это особые экономические показатели, которые позволяют спрогнозировать, какой будет реальная стоимость работ, товаров или услуг в будущем. В статье разберемся, что это за показатели, для чего используются и какие значения утверждены на будущие периоды.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Для того чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2019-2021 годы (Минэкономразвития) к текущей цене, можно рассчитать, какой будет стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Зачем это нужно? Расчетный показатель применяется не только для прогнозирования цен. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

Анализируя уровень цен и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. Так, при расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.

Сферы применения

Допустим, утвержден индекс-дефлятор на 2019 год (Минэкономразвития приказ опубликовал), что дальше? А дальше идет всесторонний анализ ценовой и социальной политики. То есть чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах.

Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности.

Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Данные показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат.

Следовательно, ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок — все эти операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор 2019-2019.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят цены, например, на готовое жилье.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2019 год для смет.

Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде.

Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении данных коэффициентов.

Значения индексов-дефляторов в целях применения норм налогообложения утверждены в приказе. Например, лимиты по страховым взносам индексируются ежегодно.

Так же должен индексироваться и лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.

Сценарии и расчеты

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно.

Стоит отметить, что прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов.

В зависимости от того, как именно каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Определим на примере.

Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Также уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. Так вот, чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2019-2021 годы, учитывают эти факторы. То есть разрабатывается сразу три сценария:

  1. Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2019 года.
  2. Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
  3. Целевой сценарий. Этот вид прогноза — самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.

Следовательно, индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2019 — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики в целом с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Как считать

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор — формула:

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100 %.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП, формула:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100 %.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения. так как ВВП — это расчетная стоимость всего, что было произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Прогнозные значения

На 2019 год чиновники уже определили значения, закрепив показатели в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, а также в Письме Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и. Так, рассмотрим некоторые из них. Индекс-дефлятор на 2019 год (Минэкономразвития):

  1. Строительство — 105,0.
  2. Нефть — 104,3.
  3. Водоснабжение и водоотведение — 104,9.
  4. Газоснабжение, электроснабжение — 106,1.
  5. Индекс потребительских цен — 104,6.
  6. Сельское хозяйство — 103,9.

Отметим, что данные показатели приведены для базового сценария развития экономики. То есть при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.

Источник: https://ppt.ru/news/142751

Индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: “индекс потребительских цен на 2019 год от минэкономразвития”. В статье приведены комментарии профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ.

Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени.

Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем.

Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются.

Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария.

Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям.

Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям.

Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

Читайте так же:  Утеряно свидетельство о разводе

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

– инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

– индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

– индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Официальный индекс потребительских цен на 2019 год

Индекс потребительских цен – важнейший инструмент для расчета уровня инфляции и макроэкономических показателей любой страны. С помощью анализа его динамики можно отслеживать как глобальные, так и периферийные проблемы, анализировать слабые места, принимать решения о мерах по оздоровлению экономики.

Именно на него, во многом, опирается политика Центробанка, а также соответствующих ведомств Правительства, именно о нем новостей с тревогой ждут все жители РФ. Хотя, чего там ждать-то – все и так налицо на полках магазинов…

Прогнозы на 2019 год по индексу потребительских цен колеблются от умеренно позитивных до пессимистичных, учитывая те или иные экономические аспекты, внешнеполитическую обстановку, которая неумолимо влияет и на ситуацию внутри, а также программы регуляторов ключевых параметров хозяйственной деятельности России. Что ж, попробуем их рассмотреть беспристрастно и самостоятельно оценить степень их адекватности.

Прогнозы Минэкономразвития многие сравнивают с заклинаниями гадалки: если долго и упорно что-то повторять, оно непременно сбудется, вероятно, считают орешкинцы. Во-первых, по правде говоря, пугает, что ИПЦ за два последующих года солидарно продемонстрирует по 4% каждый, причем (и вот здесь начинается ненаучная фантастика) по всем трем видам прогнозов, включая консервативный.

Что, конечно же, не выдерживает никакой критики, учитывая, что последний, к примеру, по динамике нефтяных цен дает серьезное отклонение в 6 и более пунктов. Более того, по сравнению с 2018-м, по их собственной же оценке, индексация доходов населения уменьшится почти вдвое, а реальной зарплаты – втрое.

И единственные сегменты, которые собираются показать, пусть очень скромный, но все-таки рост – это промышленность и инвестиции в основной капитал.

Сложно оценить, какой математикой пользовались в этом ведомстве, но при увеличении ВВП всего на 0,4 процентных пункта максимум, при упомянутом катастрофическом падении уровня доходов населения и при росте производства, которому, как известно, для своего прогресса надо откуда-то брать деньги, говорить о снижении ИПЦ до 4%, по крайне мере неэтично, считают независимые эксперты.

Интересно, что приведенные показатели рассчитаны, исходя из (внимание!), цитируем официальный прогноз: «…повышения уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса…» и «…более активного восстановления потребительского спроса». Как это уживается с падением индексации доходов и зарплат вдвое-втрое, согласно цифрам прогноза этого же ведомства, не ясно.

Кажется, на лицо явное противоречие, усугубляемое еще и нестабильной обстановкой на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов, а также грядущими серьезными переменами в налоговой политике, которые готовятся сильно осложнить жизнь отечественному бизнесу.

Старшие аналитики Альпари сходятся на том, что 3,9-4% ИПЦ Минэкономразвития – это своеобразные пробирочные дети ведомства, в зачатии которых ни реальность, ни логика не участвовали. Ожидания на этот счет в ближайшем будущем самого населения составляют где-то 8,5%, тогда как, к примеру, исследования по тому же поводу прошлого года демонстрировали 9,2%.

Безусловно, это уже лучше, чем 12-15% прежних периодов, но, все-таки чрезвычайно далеко от того, что говорит нам Министерство Орешкина.

Радует, что на лицо тренд снижения, но, в то же время настораживает и отрыв от реальности официальных показателей, которые, по идее, должны учитывать в планировании своей дальнейшей деятельности именно то, что происходит по факту, то, что по сути, и будет формировать обстановку, и с чем готовится жить само население России. А не свои фантазии на тему того, как бы «было хорошо, если бы…».

Учитывая, что данные Росстата перед публикацией и отражением в документах всегда проходят через фильтр Минэкономразвития, получается, что Правительство создает альтернативную реальность, активно в ней функционирует и даже, для видимости, рассылает приглашения на этот праздник жизни народу. Вот только попасть на него невозможно, в виду отсутствия пересечения между нашей и их вселенными.

Деканат экономфака МГУ вообще уже в открытую заявляет о том, что налицо начало периода затяжной стагнации, когда скатывание экономики в пропасть жестко удерживается регуляторной политикой Центробанка и налоговыми маневрами Минфина, но, в то же время, и объективных причин дальнейшего развития теоретики экономической науки не видят.

Одним из первых неприятных звоночков, подтверждающих это, стала новость от Центробанка, который решил заморозить на неопределенный пока период ставшее уже традиционным в последнее время падение ставки рефинансирования.

Основной причиной тому набиуллинское ведомство, не таясь, называет рост инфляционных ожиданий. Видимо в ЦБ РФ, все же, деньги умеют считать лучше, чем в Минэкономразвития, и тут разумнее, конечно же, будет доверять мнению именно первых.

При этом в ряде банков, в частности, в руководстве «Открытия», откровенно недоумевают, почему ставка рефинансирования не отреагировала на меньший, по сравнению с ожиданиями, рост даже официальной инфляции в течение первого полугодия 2018 года (всего на 2,4%) – вместо того, чтобы ее еще снизить, наоборот, в ЦБ взяли паузу. И уже только это очевидное несоответствие навевает на мысли, что стоит готовиться к чему-то действительно серьезному и неприятному в ближайшее время.

Власти нам уже неоднократно намекали, что перемены в налогообложении если не к концу 2018-го, то в 2019-м ожидаются более чем серьезные. Повысят ставку НДС, переформатируют ряд акцизов. Логично предположить, что увеличившаяся фискальная нагрузка на предприятия, по крайней мере, в краткосрочной перспективе не сможет не отразиться на кошельке рядового гражданина.

А если учесть последние «ноу-хау» в области оцифровки и тотального чипирования, внедрения системы даже не партийного – штучного учета всего, что поступает на прилавки, становится совсем грустно при оценке перспектив завтрашнего дня.

Ведь, посудите сами, кто будет платить за то, что любой торговой, производственной фирме, уже даже не только имеющей дело с подакцизными товарами, придется закупать соответствующее ПО, сканеры и другую технику, нанимать дополнительный персонал, чтобы справляться с увеличившимися на эти операции обязанностями?

Все это, безусловно, очень красиво выглядит в предвыборных обещаниях, программах развития и лозунгах. Проблема в том, что подобными вещами на полном серьезе заниматься в стране, в которой 20% населения живут за чертой бедности, несколько дико. Может, вначале стоило поднять реальные ожидания россиян к оптимистичным прогнозам министерств, а уж затем задумываться о передовых технологиях?

А то у нас доходит до анекдота: почти три с половиной тысячи школ с туалетами на улице, при нашем-то климате, зато повсеместно внедряем «цифровую экономику»…

Источник: https://ocenka-kr.ru/indeks-potrebitelskih-tsen-na-2019-god-ot-minekonomrazvitiya/

Индекс потребительских цен на 2019 от Росстата и Минэкономразвития

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Оценка и прогноз инфляции в годовом выражении напрямую влияет на положение наиболее социально уязвимого населения.

Формула индекса потребительских цен позволяет корректировать стоимость потребительской корзины, учитывать подорожание товаров отечественного производства и поступающих в страну извне.

ИПЦ является базой для определения прожиточного минимума, к которому привязаны социальные выплаты, МРОТ.

Что такое ИПЦ

ИПЦ (индекс потребительских цен) – это процентное отношение текущей стоимости потребительской корзины к предыдущему значению в выбранном временном периоде.

Потребительская корзина утверждается правительством РФ по годам. Стоимость ее варьируется в зависимости от региона. Состав утверждается приказом и остается неизменным и включает в себя продовольствие, непродовольственные товары, услуги.

Например, по данным Росстата в мае 2019 года базовый (общий) индекс составил 104,7 относительно мая 2018 года. Базовый индекс представляет собой среднее арифметическое от суммы всех товаров по категориям, которые входят в потребительскую корзину.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень инфляции в мае месяце 2019 года по отношению к маю 2018 года вырос на 4, 7%

Рост индекса потребительских цен, при правильном его расчете, показывает наиболее полно изменение за выбранный период. Здесь можно учитывать товары как суммарно, так и отдельно.

На что влияет ИПЦ

Индекс потребительских цен напрямую влияет на развитие экономики, планирование инвестиций, принятие федерального бюджета.

Показатель ИПЦ влияет:

  • размер компенсационных выплат по социальным обязательствам государства;
  • уровень инфляции коррелирует индексацию заработной платы бюджетникам.

Обратите внимание! Росстат индекс потребительских цен может посчитать не совсем корректно, поскольку есть вариативность значений между регионами. Заменить один показатель стоимости товара на другой просто. При этом прямой фальсификации не будет.

Величина индекса потребительских цен на 2019 год

Прогнозируемый и желательный уровень инфляции для правительства определен в 4%. Официальные данные Росстата за 5 месяцев текущего года отличаются от планируемых на несколько десятичных значений.

Из приведенных таблиц видно, что январь 2019 года показал низкую инфляцию в годовом и месячном выражении. Максимальный рост показал бензин и табачные изделия. Минимальный – обувь и ткани. Телерадиотовары подешевели на 0,8%.

Из продуктов значительно подорожали куриные яйца и сахар. Удержали цену макароны, крупы и алкоголь.

В целом, базовый показатель незначительно превысил расчетную величину инфляции Минэкономразвития.

Следует отметить, что ожидаемая населением инфляция в 8-9% официально не подтвердилась (по итогам пяти месяцев). Изменение сдерживается низкой покупательной способностью.

Исследования Центробанка и Росстата показывают, что домохозяйства исчерпали собственные средства и переходят к модели жизни в кредит.

Это не только удерживает инфляцию, но и резко отрицательно сказывается на развитии экономики.

Обратите внимание! На текущий год Минэкономразвития индекс потребительских цен скорректировало в сторону увеличения с 4,3% до 5%.

Как рассчитывается ИПЦ – калькулятор и формула

Общая формула для расчета индекса ПЦ выглядит так:

ИПЦ = текущая стоимость потребительской корзины ÷ стоимость базовой корзины × 100

где:

  • текущая стоимость потребительской корзины – сумма стоимости товаров и услуг на данный момент;
  • стоимость базовой корзины в предыдущий период;
  • 100 – показатель процентов.

В сети вы найдете множество онлайн калькуляторов для расчета показателя инфляции.

В предлагаемых формах требуется:

  • ввести два показателя – начальную и текущую цену;
  • нажать кнопку «рассчитать».

Результатом будет показатель инфляции на исследуемый товар за отчетный период.

Прогноз роста на 2019 год от Минэкономразвития и Росстата

Официальный индекс потребительских цен на 2019 год установлен в 4,3%. В мае подорожали сезонные овощи, что тут же отразилось на потребительских ощущениях. Лето, по прогнозам правительства, обещает быть спокойным и большого роста цен нам не обещают.

В апреле Центробанк не стал снижать ключевую ставку, хотя официальные среднегодовые оценки инфляции оказались ниже прогнозируемых. Следует отметить, что прогнозы Центробанка и правительства относительно ИПЦ разнятся более чем на 1%.

Дефлятор ВВП за 1 квартал 2019 г. по отношению аналогичному периоду 2018 г. составил  108,5%.

Однако до конца года Центробанк (по заявлениям) не исключает возможности снижения ключевой ставки. Он прогнозирует среднегодовую инфляцию в 2019 и 2020 г. не больше 4%. На ее уровень  в 2019 году повлияли следующие факторы:

  • рост стоимости топлива и горюче смазочных материалов;
  • Рост НДС;
  • индексация платежей за коммунальные услуги.

Удорожание товаров на 2% НДС привело к росту цен ориентировочно на 1,7%. Подорожание бензина сказалось негативно на стоимости общественного транспорта. В тоже время цена на билеты в поездах дальнего следования снизилась.

Ротация  внутреннего рынка не так критично отражается на ИПЦ, как колебания цены на углеводороды. Снижение стоимости нефти остается главным риском для разгона инфляции.

Источник: https://banks7.ru/indeks-potrebitelskih-cen.html

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Существует несколько показателей для измерения инфляции, и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ.

Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени.

Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются.

Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария.

Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям.

Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям.

Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Минэкономразвития уточнило формулировку прогноза по инфляции на 2019 год — с 4,3% до 5%.

Источник: https://2019-god.com/indeks-potrebitelskix-cen-na-2019-god-ot-minekonomrazvitiya

Что такое индекс-дефлятор и как его использовать

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Бухгалтерия Индекс-дефлятор 2019-2021 — это особый экономический показатель, который позволяет спрогнозировать окончательную цену на определенные товары, работы и услуги, а также оценить реальные доходы населения или покупательскую способность россиян.

В статье разберемся, что представляет собой данный показатель, а также определимся, какие будут действовать индексы дефляторы на 2019-2021 годы. 12 января 2019 Евдокимова Наталья

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ.

Например, индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2019-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику.

Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2019 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов.

В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль 2019 2020 2021
Промышленность (BCDE)
дефлятор103,3102,9103,0
ИЦП103,4103,0103,0
в т. ч.

без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика)

104,1104,1103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор101,2100,6101,0
ИЦП101,4101,2101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор100,9100,4100,8
ИЦП101,2101,0100,9
Добыча угля (05)
дефлятор104,5104,0103,7
ИЦП104,3104,1103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП104,6104,1104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор100,5100,0100,4
ИЦП100,8100,7100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор104,0102,6102,9
ИЦП103,6103,0103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор104,2102,5102,7
индекс цен производителей103,7102,8102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор103,2103,3103,3
ИЦП103,1103,2103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор103,9103,5103,5
ИЦП103,7103,5103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор103,1103,2103,5
ИЦП102,9103,2103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор104,2103,8103,5
ИЦП104,1103,8103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор105,1104,6104,3
ИЦП104,6104,4104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор105,2104,7104,4
ИЦП104,7104,5104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор101,3100,1100,6
ИЦП100,999,8100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор105,2104,9104,7
ИЦП104,8104,7104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор103,9103,7103,6
ИЦП103,9103,8103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор104,2104,7103,7
ИЦП103,8104,4103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор106,0104,5104,1
ИЦП105,6104,3103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор104,5104,5104,2
ИЦП104,3104,3104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор105,5105,3105,4
ИЦП105,3105,1105,1
Прочие
дефлятор102,8102,9103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор105,0104,2104,0
индекс цен производителей (ИЦП)105,0104,2104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор104,0104,0104,0
ИЦП104,0104,0104,0
Сельское хозяйство
дефлятор103,5103,1103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор103,7102,9102,9
Животноводство
дефлятор103,4103,5103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями103,5103,8103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор104,3104,2104,1
ИЦП104,4104,3104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта103,6103,7103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор105,0104,4104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор105,0104,8104,5
ИЦП104,7104,6104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор104,2103,5104,0
ИПЦ на товары104,0103,3103,9
платные услуги населению, дефлятор104,8104,2104,3
ИПЦ на услуги104,9104,3104,4

Сценарии развития

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Целевой план развития

Индекс-дефлятор на 2019 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Консервативный план

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Прогноз показателей на 2019 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2019, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2019 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Скачать

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/chto-takoe-indeks-deflyator-i-kak-ego-ispolzovat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.