Аттестация учителей в 2019 году

Содержание

Аттестация учителей в 2019 году

Аттестация учителей в 2019 году

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания.

Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам.

Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию.

По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность»  в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень.

«Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее.

Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

Источник: https://2019-god.com/attestaciya-uchitelej-v-2019-godu

Аттестация педагогических работников в 2019 году

Аттестация учителей в 2019 году

Для повышения качества работы преподавателей ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные изменения. Проверка профессионализма учителя осуществляется по форме КИМов, в основе которой находится объективная оценка общефедерального значения.

Новые требования

В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.

Новые требования в установлении категории российских учителей:

  1. – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
  2. Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
  3. Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.

Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.

Недостатки системы

На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

  • присвоение квалификационной категории;
  • соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

  1. Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
  2. Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
  3. «Портфолио» — аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
  4. После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.

Аттестация и должность

Особое внимание учителей обращается на новую модель аттестации, которая не меняет сам порядок процедуры получения «зачета» на соответствие занимаемой должности. Данный процесс протекает с учетом действующих нормативов и регламентов. Новое законодательство планируется утвердить 1 января 2020 года.

На текущий момент политики разбирают вопрос об исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре. Рассматриваемый процесс протекает с учетом оценивания педагогических качества, навыков, результатов выполняемых обязанностей, что прописывается в трудовом договоре.

Определенная часть должностных обязательств указана в ЕКС. За счет модернизации учебного процесса педагоги могут сократить дистанцию между теми, у кого существует большой стаж работы и новичком.

Но это не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги педагогов преклонного возраста.

Аттестация должности должна распространяться и на молодые кадры, которые имеют профессиональные качества в данной сфере.

Новая модель аттестации подтверждения квалификации педагога основана на объективной и независимой оценке, что прописывается в форме ЕФОМ. Известно, что изменится содержание проверки. Контрольные материалы разделят на 3 блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний преподаваемой науки;
  • коммуникабельность.

По вышеуказанным направлениям в последующем будет расширяться профессиональная оценка учителей. Предусмотрено, что знания учеников, которые обучаются по методике тестируемого педагога, будут оцениваться не по максимальным результатам, а в динамике.

Риски модели

В новой модели есть свои риски. Неизвестно, кто и по каким критериям должен проверять эссе учителя для оценки его кругозора. Возможно, что его заменять КИМами.

Для подтверждения своей квалификации учителю нужны дополнительные финансовые затраты. Чтобы получить разрешение на съемку учеников от их родителей, потребуется много усилий.

Профпригодность учитель может оспорить в судебном порядке.

Многие современные педагоги считают такую проверку знаний не уместной, так как в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом. Если педагог не прошел аттестацию, его не увольняют. Ему потребуется пройти последующую переподготовку: обучение, курсы повышения квалификации.

Перспективы рост

На текущий момент существует модель аттестации, которая не отражается на профессиональном росте учителя. Благодаря такой модели рассчитывается построение педагогической карьеры в различных направлениях.

НСУР выступило с предложением использовать для таких целей 3 градации:

  1. Учитель. После высшего образования педагог обладает знанием предмета. Он легко планирует и проводит урок.
  2. Старший учитель. Педагог первой категории, который овладел инновационные технологии, работает с учениками с ОВЗ, может самостоятельно разрабатывать учебную программу.
  3. Ведущий учитель. Педагог высокой категории, которые обладает всеми компетенциями предыдущего звена, выступая в качестве интегратора.

Старший учитель занимается наставничеством, что не требует много времени. При этом каждая из вышеописанных градаций имеет свое отдельное ответвление. Известно, что новая система аттестации учителей РФ будет разрабатываться до 2020 года. Но апробация нововведений уже проходит в некоторых регионах страны.

Источник: https://2019god.me/news/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019-godu.html

Аттестация учителей в 2019 году: изменения

Аттестация учителей в 2019 году

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным.

После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2019 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов.

Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2019 году?

Поскольку аттестация учителей в 2019 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми.

По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний.

Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2019 году

Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;
  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Не пропустите:   Всероссийская олимпиада школьников 2018-2019 года

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Дополнительные предложения для аттестации нового типа

Из-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.

Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах — для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.

Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:

  1. Учитель.
  2. Старший учитель.
  3. Ведущий учитель.

Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е.

начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию.

Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2020 году.

Аттестация учителей в 2019 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования.

Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма.

Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.

Источник: https://god2018dog.ru/attestaciya-pedagogicheskix-rabotnikov-2018

новой аттестации учителей в 2019 году: основные вопросы и опасения

Аттестация учителей в 2019 году

Профессия учителя является одной из самых востребованных уже не одно столетие.

Тенденция роста значимости качественного образования только усиливается, а значит и педагоги должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет общество к качеству обучения и получаемым знаниям.

В двадцать первом веке учитель — это не просто очередной бюджетник, который должен строго выполнять свои функции. Настоящий мастер своего дела обязан находить общий язык с детьми, понятно и убедительно преподносить весь объем информации и идти в ногу с современными технологиями.

С учетом того, что данная профессия в последние годы стала не так предпочитаема и желанна среди молодежи, как это было раньше, на федеральном уровне задумались над вопросом: «Как же улучшить положение учителей? Чем стимулировать саморазвитие уже работающих специалистов и что необходимо нынешней молодежи?» Последним плодом кропотливой работы законодателя стала новая аттестация учителей в 2019 году.

Первые глобальные обсуждения

Конечно, проблемы этой профессии обсуждаются ежегодно как на всероссийских съездах, так и конкретно в каждом отдельном субъекте нашей страны.

С 2017 года Минобром науки и Минтруда были введены единые профессиональные стандарты педагога. Они регламентировали процедуру и методику преподавания школьных предметов, поясняли каким должен быть современный педагог.

Но данные изменения появились не сразу. Ещё в 2012 году Владимир Путин поднимал вопросы, касающиеся:

  • стимулирования высококвалифицированных специалистов;
  • проблем с окладом представителей данной профессии в некоторых регионах страны;
  • необходимости введения единого госстандарта оценки навыков педагогов.

С тех пор правовые и социальные реалии современного учители претерпели множество изменений.

Конечно, преподаватели старой формации были недовольны нововведениями и нагрянувшими глобальными изменениями, ведь у них сложилась уже годами отработанная методика обучения детей.

Но отсутствие гибкости и несоответствие условиям двадцать первого века создали острую нужду в реформировании как системы образования, так и системы оценки навыков педагогов. Последним нововведением является изменённый порядок аттестации учителей в 2019 году.

Каким должен быть современный учитель?

Данный вопрос волнует людей во всех регионах нашей страны. Это заметили в Правительстве Российской Федерации. Согласно методологических рекомендация Министерства образования и науки, а также Министерства труда РФ, педагоги в России должны обладать следующими знаниями и качествами:

  • самое важное — наличие глубоких знаний по преподаваемому предмету;
  • учитель должен обладать базовыми знаниями в смежных дисциплинах и способностью ответить на элементарные вопросы учеников;
  • компетентность в работе с современными технологиями;
  • педагог должен быть терпимым психологом с пониманием особенностей всех физиологических и психических процессов, протекающих в организме его учеников с учетом возраста;
  • быть открытым к диалогу с родителями.

Все оговоренные новшества нашли свое отражение в новом порядке аттестации учителей в 2019 году. После несколько раз изменившихся профстандаров, последние правила оценки квалификации педагогов являются лучшим отражением нужд современной системы образования.

Более того, аттестация позволяет установить единые правила на федеральном уровне, а также способна простимулировать тягу к саморазвитию у уже возрастных преподавателей.

Эти тесты позволяют понять, кому необходимо повторить некоторые темы, а кому стоит задуматься над усовершенствованием построения коммуникативных связей с детьми.

новой аттестации

Самым первым и самым значимым нововведением является Национальный квалификационный тест для учителей. Он состоит из ста вопросов, на которые необходимо ответить педагогам.

70 из них — это вопросы по преподаваемому предмету (могут встречаться вопросы по смежным дисциплинам), а 30 — это методология преподавания, психология, проверка способности учителя выстраивать дружественные и в то же время продуктивные отношения со своими учениками.

Педагог должен будет доказать, что он является мастером своего дела, человеком, которому можно доверить такую ответственную работу. Тест затрагивает и способность учителя налаживать связь с учениками разных физических и интеллектуальных возможностей.

Данный тест является центральным нововведением в аттестации учителей в 2019 году. Но и это ещё не все.

Также остается необходимость предъявлять свое портфолио, которое будет отражать успехи преподавателя и говорить о его профессиональных способностях. Чем больше его учеников смогли добиться определенных вершин, тем лучше для карьеры преподавателя. В соответствии с этими и некоторыми другими особенностями предусмотрены надбавки от 16 000 до 50 000 тыс. рублей.

Более того, с введением новой аттестации учителей в 2019 году законодателем в профстандарте предусмотрены такие должности, как:

  • Старший учитель
  • Ведущий учитель

Старшим учителем смогут стать специалисты, имеющие первую категорию, ведущими учителями — педагоги с высшей квалификационной категорией.

Основные вопросы и опасения

Конечно, первое, что заинтересовало и испугало основную массу преподавателей — а что же будет с теми, кто не сдаст Национальный квалификационный тест для учителей?  Ответ прост: вас направят на повышение квалификации педагогов. Увольнять никто никого не собирается. Аттестация учителей в 2019 году направлена в первую очередь на улучшение условий получения знаний учениками, а не на замену кадрового состава образовательных учреждений.

Повышение квалификации учителей не будет ничем отличаться от уже сложившейся, знакомой всем процедуры. Просто кому-то придется пройти её дополнительно.

Также новые стандарты дают возможность карьерного роста молодым преподавателям. Они смогут без таких жестких требований к стажу получать достойные надбавки к заработной плате. Одним из приоритетных направлений аттестации учителей в 2019 году является предоставление возможности молодым педагогам проявить себя и быть оцененными по достоинству со стороны работодателя и учеников.

Другие статьи на тему педагогики и образования:

Источник: https://www.snta.ru/press-center/attestatsiya-uchiteley-v-2019-godu/

Порядок аттестации педагогических работников в 2019 году – баллы таблица, грубые нарушения

Аттестация учителей в 2019 году

Существуют категории граждан, которые обязаны ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Особенно это касается людей, занятых в сфере образования. Законодательство обязывает педагога проходить обязательную аттестацию на соответствие уровня знаний занимаемой должности.

Что это такое

Аттестация педагогических работников в первую очередь подразумевает проведение проверки уровня знаний каждого учителя.

Данный вид проверки проводится сразу в нескольких направлениях:

  • спецподготовка;
  • качество осуществляемой образовательной деятельности;
  • правоспособного трудового характера.

Данная проверка позволяет учителю увеличить уровень профессиональных знаний.

Причины проведения аттестации связаны с постоянным введением новых стандартов образования, которые требуют, чтобы каждый учитель имел широкий круг знаний и мог поделиться ими с учениками. 

Сама аттестация бывает двух видов:

 обязательная проводится для подтверждения соответствия уровня знаний занимаемой должности. Обязательна для всех педагогов
 добровольная необходимо для получения первой или высшей квалификационной категории. Проводится при желании работника повысить собственный уровень знаний. Для этого педагог обязан предоставить соответствующее заявление руководителю, который не имеет право отказать

Стоит учесть, что непрохождение аттестации может грозить учителю увольнением по статье из-за несоответствия предъявляемым требованиям для продолжения трудовой деятельности. Работники, которые получили новую категорию, могут рассчитывать на повышение заработной платы или переход на вышестоящую должность.

Перед прохождением аттестации каждый педагог обязан ознакомиться со всеми тонкостями ее проведения. Стоит учесть, что в зависимости от занимаемой должности, процедура может незначительно отличаться.

Для чего требуется

Министерство Образования с каждым годом увеличивает надзор за деятельностью образовательных учреждений.

Процедура аттестации осуществляется с целью:

  • стимулирования граждан на прохождение процедуры повышение квалификации;
  • определения необходимости повышения уровня квалификации каждого преподавателя;
  • повышения качества образования на территории всей страны;
  • деления уровня заработной платы каждого работника в соответствии с присвоенным уровнем квалификации;
  • определения перспектив использования личностных и профессиональных качеств каждого работка;
  • выявления уровня реализации нововведенных образовательных программ;
  • определения уровня образования во всей стране, определенном субъекте федерации или образовательном учреждении.

Стоит учесть, что в образовательные учреждения, в которых после проведения аттестации будет выявлен высокий показатель несоответствия работников, могут быть полностью ликвидированы.

Кто должен проводить

Сама аттестация представляет собой собрание членов комиссии во главе с председателем и заместителем. Комиссия состоит в основном из лиц, которые были назначены региональным органом, регулирующих работу образовательных организаций.

Фактически вся комиссия является работниками регионального управления образования. В редких случаях присутствует непосредственный начальник педагога.

Проведение аттестации и переаттестации занимаются именно региональные контролирующие органы. Они назначают дату и составляют список преподавателей для каждого учреждения. После этого собирается комиссия, которая будет аттестовать педагога.

Есть несколько нюансов для субъектов. Если в больших и крупных городах комиссия имеет городское управление, то для сельской местности он является районным.

Порядок аттестации

Порядок аттестации педагогических работников в 2019 году претерпел небольшие изменения.

Первоначально на аттестуемого работника заводится представление, то есть документ, в котором содержатся определенные сведения о человеке.

Директор учебного заведения обязан ознакомить под подпись сотрудника за месяц до самой аттестации. Если педагог по какой-то причине отказывается подписывать документ, то тогда он заверяется самим руководителем. Кроме этого, для прохождения проверки учитель обязан собрать пакет документов.

В него необходимо включить:

  • заявление на прохождение аттестации;
  • копию диплома о наличии педагогического образования;
  • характеристику с места трудоустройства;
  • копию документа о ранее пройденной аттестации, если таковой имеется;
  • копию документа о наличии первой или высшей квалификационной категории, при наличии такового;
  • копию документа о смене ФИО, если эти данные были изменены, например, при регистрации брака.

После сбора и отправки документов в течение 30 дней сотруднику на домашний адрес будет выслано сообщение с указанием всех сведений  предстоящем мероприятии, а также месте и времени его проведения.

Сама проверка осуществляется на заседании комиссии, при этом присутствие педагога не является обязательным. Если гражданин изъявил желание присутствовать на заседании аттестационной комиссии, то это должно быть отражено в заявлении.

После полного изучения представления, а также иных данных, которые дают информацию о профессиональных навыках самого педагога, умении общения с учениками, выносится итоговое решение путем ания (соответствует или не соответствует уровень знаний педагога занимаемой должности).

Если сотрудник лично присутствовал на заседании комиссии, то решение ему сообщается на месте, в противоположном случае составляется протокол, который направляется на место работы гражданина и остается там на хранение.

В двухдневный период секретарем аттестационной комиссии составляется выписка из протокола, в который указывается:

  • ФИО работника;
  • занимаемая должность;
  • дата проведения аттестации;
  • результаты ания и конечное решение.

Педагог должен быть под подпись ознакомлен с выпиской, после чего она подшивается к личному делу гражданина.

Требуется помнить, то личное ознакомление обязательно. Без этого переаттестация будет недействительной. То есть ее нельзя подшивать в личное дело, а сотрудник будет являться неаттестованным. Именно его подпись делает документ полноценным.

Периодичность

Согласно ФЗ №273 обязательная аттестация должна проводиться через каждые 5 лет. Однако, существуют категории граждан, которые законодательство освобождает от данной процедуры.

К ним относятся граждане:

  • уже получившие квалификационную категорию;
  • осуществляющие деятельность в учебном учреждении, в котором проводится процедура, менее 2 лет;
  • находящиеся в отпуске в связи с беременностью или родами;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • не работающие более 4 месяцев в связи с затяжной болезнью.

Остальные сотрудники, которые намерены продолжить преподавательскую деятельность, обязаны своевременно проходить процедуру проверки уровня квалификации.

Стоит учесть, что при исключении лица из категорий, которые могут не проходить аттестацию, переаттестовываться придется обязательно. В противоположном случае возможно временное отстранение от работы. Очень многое зависит от формы учебного заведения.

Статья 21 ТК России обязывает каждого работника соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от обязательного прохождения аттестации на выявление уровня соответствия занимаемой должности является ее нарушением, в связи с чем к преподавателю может быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или увольнения.

Проведение аттестации для повышения уровня квалификации осуществляется в добровольном порядке, что позволяет сотруднику от нее отказаться.

Стоит учесть, что квалификационная категория присваивается на 5 лет. Если не было осуществлено своевременное подтверждение, то данные аннулируются. 

Грубые нарушения порядка аттестации

Требуется помнить, что хорошая аттестация также является одним из важнейших элементов получения категории. Все моменты во время аттестации заносятся в таблицу.

Баллы и таблица. Образец:

Если данные по таблице не соответствуют данным в ведомости, то это считается грубым нарушением. Также нельзя увеличивать баллы или принижать их под отчетность. Получение педагогом категории или аттестации любым способом, кроме предусмотренного в законодательстве, является нарушением.

Требуется помнить, что если педагог имеет веские доказательства, что его права были нарушены, то он в течение трех месяцев может обратиться в судебную инстанцию.

Все нарушения на аттестации также должны фиксироваться. При этом, главными и наиболее частыми нарушениями являются несколько моментов.

Например, неполный состав комиссии или не ознакомление педагога с результатами. В таких случаях уже можно обжаловать неудовлетворительный результат аттестации.

Любое аннулирование результатов ведет к повторной аттестации, которая будет проходить по стандартному плану.

Каждый работник, независимо от сферы деятельности, обязательно должен проходить аттестацию для проверки соответствия уровня знаний занимаемой должности. Особенно это касается людей занятых в сфере образования.

Отказ от прохождения обязательной аттестации может повлечь привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности. В случае не удачного прохождения аттестации сотрудник будет уволен с занимаемой должности, но из-за изменений, которым подверглась процедура проверки знаний, данная мера будет применяться только в исключительных случаях.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://juristampro.ru/porjadok-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov/

Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году

Аттестация учителей в 2019 году

В 2019 году в Российской Федерации продолжится апробирование новой модели аттестации педагогических работников, стартовавшей в пилотном варианте еще в 2018 году.

Последние изменения, внесенные в уже устоявшийся порядок, радуют далеко не всех, а полученные результаты вынуждают МинОбр продолжать усовершенствование уже имеющейся системы, которая даже в видоизмененном виде далека от совершенства.

В 2019 году предусмотрено продолжение реформ, о которых было сказано в майских указах Президента ПФ В.В. Путина.

Сама по себе, аттестация для продолжения уже существующей квалификации или получения новой, далеко не нововведение для педагогических работников. Однако весьма значительные последние изменения не только уже разработаны в Министерстве просвещения, но и продолжают рассматриваться, будут вводиться в нынешнем году, и в 2020.

Цели и методы

В 2019 году не стоит вопрос об отмене аттестации, поскольку ее проведение для педагогических работников имеет под собой разумные основания. Педагог, работающий в ДОУ при проведении тестирования, может продемонстрировать уровень профессиональных знаний, совершенствование мастерства, и качества, позволяющие занимать определенную должность.

Аттестация

Однако действовавшая модель не столько помогала работнику сферы образования в его карьерном и профессиональном росте, сколько создавала определенные неудобства и вынуждала собирать документы и справки:

  1. Последние изменения направлены на создание Единой федеративной модели, которая позволит унифицировать процедуру, сделать ее одинаковой для всех регионов. Речь идет о единых федеральных оценочных материалах. Ранее она была отдана на рассмотрение местных властей и проводились в произвольной форме – открытым уроком или созданием портфолио, к педагогическим работникам применялись разные критерии оценки, существовали вариабельные региональные нормы.
  2. После апробации пилотного проекта, на специально созданном сайте, педагогическая общественность получила возможность участия в создании единых требований в целом по стране, обсуждения ЕФОМ, разработки отдельных документов.
  3. В 2019 году и на протяжении всех пяти лет, отведенных Правительством для постепенного введения единого норматива, аттестация в Российской Федерации будет проходить по существующей, и по новой форме, по желанию педагога. Это предусмотрено для облегчения переходного периода и возможности плавной и комфортной адаптации к новым требованиям.
  4. Последние изменения в стандартизации оценочных критериев направлены на устранение существующих недостатков сегодняшней реальности. Разные по степени тяжести условия прохождения в отдельных регионах, способны искажать реальную профессиональную пригодность в лучшую или худшую сторону.
  5. Трансформации, которые планируются в 2019 году, направлены и на практическую реализацию полученных результатов аттестации учителей: предоставление вариантов карьерного роста и повышения уровня доходов от профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников

Опасения, высказываемые профессиональным сообществом, касаются педагогов предпенсионного возраста, которым, в силу устоявшихся навыков, будет сложно приспособиться к новым требованиям. При разработке новой модели тестирования эти соображения учтены.

Именно для такой категории работников ДОУ и оставлен пятилетний переходный период. На протяжении 5 лет можно будет делать осознанный выбор между старой и новой моделями аттестации на профпригодность.

Принципы проведения аттестации

Введенные изменения: сложности переходного периода

Пилотная модель, запущенная в 18 регионах, вызвала неоднозначную реакцию учителей, потому что предусматривала тестирование из трех этапов: профессиональной задачи, кейса и видеоурока.

Если первые два хорошему специалисту давались легко, то видеосъемка и монтаж демонстрационного ролика требуют наличия определенных навыков, и совсем не учительских.

В 2019 году эта часть требований исключена, последние изменения коснулись и мнения учеников.

Участники Всероссийской научной конференции по вопросам реформ и оценки системы образования, пришли к выводу, что квалификацию педагога нельзя определять по субъективным мнениям, которые легко направить в ту или иную сторону.

Новая система аттестации

Три основных новшества в аттестации педагогических работников состоят в следующем:

  1. Появятся новые должности – они будут введены после принятия уже подготовленного постановления Правительства. Учитель-методист (старший учитель) и учитель-наставник (ведущий учитель) – возможности для вертикального роста. В РК уже введены должности педагогов – эксперта, модератора, исследователя и мастера. Будут разработаны специальные коррекционные программы и они будут заниматься координацией работы не только своих коллег-учителей, но и школьных психологов и дефектологов.
  2. Последние изменения коснутся и горизонтальной плоскости профпригодности. Вторая категория будет отменена (и, судя по всему, уже в 2019 году), присваиваться будет только первая и высшая категории. В СПб и в Москве произошли некоторые изменения на региональном уровне. Но в основном процедура будет проходить еще по старым критериям. После проведения трансформаций в кадровом составе будет значительно отличаться зарплата тех, кто успешно прошел апробацию на профпригодность, и тех, кому не удалось это сделать, по причине недостаточного опыта или небольшого отработанного стажа.
  3. Теперь аттестация педагогических работников будет делиться на обязательную и добровольную. Первая проходит через два года и является экзаменом на профпригодность (такая практика давно введена для российских медиков). После этого придется просто каждое пятилетие подтверждать свою профпригодность. Добровольная будет проводиться исключительно по желанию работника сферы образования. Если он считает, что заслуживает карьерного роста, можно сдать аттестацию на повышение категории. Вторая категория отменяется, значит, тестирование будет проводиться только для получения первой или высшей категории.

Последние изменения будут обсуждаться и приниматься в 2019 году, а проведение программы стратегического роста намечено до 2024. Это и будет тот переходный период, во время которого педагогам будут созданы условия для постепенной адаптации к разработанным и утвержденным процедурам, и требованиям.

Отмена второй категории означает и преференции, которые автоматически получали работники ДОУ со стажем в 20 лет. Теперь педагоги с любым стажем должны будут подтверждать свое соответствие занимаемой должности каждое пятилетие.

Категории педагогов

Разрешение проблем с прохождением аттестации

Видоизменения, которые планируются в Министерстве образования, закономерно вызывают опасения педагогов старой формации, обладающих богатым педагогическим опытом и знаниями, но недостаточно знакомых с новыми информационными технологиями.

Они встревожены, что не смогут пройти аттестацию, но не из-за отсутствия необходимого багажа знаний или квалификации, а из-за недостаточного владения теми средствами тестирования, с которыми легко справляется молодое поколение. Министерство образования предусмотрело и эти немаловажные моменты.

Никто не будет увольнять хорошо зарекомендовавшего себя сотрудника из-за такого неприятного происшествия.

Создаются специальные программы обучения и повышения квалификации, непрерывное обучение подразумевает повышение мастерства и уровня знаний.

После прохождения такой переподготовки по программе Национальной системы учительского роста придется подавать новое заявление, но уже в общем порядке.

Материал подготовлен редакцией сайта pensiyaportal.ru

Источник: https://PensiyaPortal.ru/news/attestatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.